Что влияет на трансакционные издержки

Трансакционные издержки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность издержек, их виды

В ходе ведения производственной деятельности компания несет вполне конкретные траты, которые связаны с покупкой необходимых факторов производства и ресурсов для реализации производимой продукции. Денежное выражение всей совокупности таких затрат и представляет собой производственные издержки предприятия.

С точки зрения экономической эффективности наиболее успешен такой вариант комплекса издержек, при котором издержки оказываются минимальными, а получаемая прибыль – максимально возможна к получению.

Под издержками понимается вся совокупность ресурсов и благ, от которой производитель отказывается в пользу производства своего товара (услуги или работы).

Издержки можно разделить на два крупных вида.

Также издержки можно разделить на группы в зависимости от того, оплачивает их фирма или же нет.

Особенности трансакционнных издержек

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие трансакционных издержек впервые было введено в экономику Рональдом Коузом. Он связывал появление такого рода издержек с необходимостью заключения разного рода договоров в процессе осуществления экономической деятельности. Коуз считал, что трансакционные издержки и объясняют возникновение компаний: некоторый круг людей добровольно объединяется, образуя компанию, отказываясь от свободы действий в экономике, в альтернативу сотрудничества с большим количеством контрагентов (поставщиками, покупателями, государственным аппаратом, инвесторами и т.д). Если бы индивид занимался экономической деятельностью самостоятельно, то это повлекло бы многочисленные расходы больших размеров. Именно такие расходы Коуз и назвал трансакционными издержками.

Само появление трансакционных издержек обусловлено рядом причин и факторов:

Величина трансакционных издержек

Логично, что теперь стоит вопрос о том. Что же влияет на величину трансакционных издержек? Принято выделять ряд факторов, от которых зависит объем трансакционых издержек:

Итак, трансакционные издержки – затраты, которые обеспечивают переход права собственности на факторы производства от одного субъекта к другому. Они не связаны с непосредственным процессом производства продукции (товара, услуги).

Источник

Трансакционные издержки влияют на каждое ваше решение

Человек существует одновременно в социальной среде и в материальной среде. Воздействие человека на социальную среду есть трансакция, а его воздействие на материальную среду — трансформация. Изменение окружающей среды требует от человека затрат ресурсов. Трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакции. Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

Величина трансакционных издержек характеризуется высокой степенью неопределенности. Трансакция есть творческий, уникальный процесс, элементы которого заранее неизвестны в деталях. Отсутствует отлаженный механизм распределения общих трансакционных издержек, потому что люди имеют разные предпочтения в отношении одних и тех же ресурсов.

Например, два предпринимателя подписали некое соглашение. Предположим, что затрачиваемые ресурсы в данном случае состоят лишь из затрат нервной энергии при оформлении документов. Если для первого предпринимателя субъективная тягость этих затрат ничтожна, а для второго предпринимателя велика, то величина трансакционных издержек будет зависеть от того, кто оформляет документы. Если оформляет первый предприниматель, то трансакционные издержки будут низкими, а если второй — то большими. В ситуации, когда достигнутое соглашение не содержит детального распределения обязанностей сторон по оформлению документов, трансакционные издержки являются неопределенной величиной.

Приведем еще один пример. Предположим, что производитель использует отлаженное взаимодействие с поставщиком ресурса. В данном случае издержки, связанные с обеспечением этого рутинного взаимодействия (транспортные, организационные, информационные, представительские и др.), целиком относятся к трансформационным издержкам. Если изменившаяся ситуация на рынке требует пересмотра базовых условий соглашения между производителем и поставщиком, то последние вынуждены вступить в новое социальное взаимодействие. Издержки каждой стороны, затрачиваемые на осуществление этого взаимодействия, относятся к трансакционным издержкам.

Трансформационные издержки и трансакционные издержки обычно связаны обратной зависимостью: сокращение одной величины влечет за собой увеличение другой, и наоборот. Проиллюстрируем эту закономерность на примере товарного обмена. Главным способом сокращения совокупных трансформационных издержек в сфере товарного обмена являются разделение труда и связанная с ним специализация производства. Чем сильнее развита специализация, тем более производителен труд на каждом отдельном участке производства, тем меньше суммарные трансформационные издержки. Вместе с тем с развитием специализации число участников производственного процесса увеличивается столь значительно, что между ними становятся невозможными какие-либо устойчивые межличностные связи.

Рассмотрим основные виды трансакционных издержек: издержки поиска, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контракта, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.

1. Издержки поиска

Теория поиска информации, или экономическая теория информации, была создана Дж. Стиглером, который в 1982 г. получил Нобелевскую премию по экономике. Стиглер рассматривает информацию как специфический ресурс, который хозяйственные субъекты используют для максимизации денежной выгоды.

Субъект получает информацию в результате поиска, а затраченные при этом средства представляют собой трансакционные издержки особого вида — издержки поиска. Стоимость ресурса «информация» равна величине этих издержек. В качестве хозяйственного субъекта Стиглер рассматривает покупателя, целью которого является приобретение заданного количества товара с минимальными затратами.

Продавцы предлагают товар по разным ценам, изначально неизвестным покупателю. Тот последовательно опрашивает продавцов относительно запрашиваемой цены, и с увеличением числа опрошенных продавцов известная ему минимальная цена уменьшается. Экономия, достигнутая в результате поиска, равна разности исходной и минимальной цен, умноженной на объем приобретаемого товара. Выгода, полученная в результате поиска, равна разности величины экономии и издержек поиска. Оптимальный объем поиска, или оптимальное число опрашиваемых продавцов, соответствует максимальной выгоде покупателя.

Оптимальный объем поиска может измениться по следующим причинам:

2. Издержки измерения

Измерения свойств благ производятся до их приобретения (ex ante) и после их приобретения (ex post).Оценки, полученные ex ante, влияют на выбор покупателем объема приобретаемого блага. В случае отказа от покупки этот объем равен нулю. Оценки, полученные ex post, влияют на выбор покупателем объема дальнейшего потребления этого блага. Таким образом, издержки измерения складываются из издержек измерения до и после приобретения. Разные блага характеризуются различными абсолютными и относительными значениями издержек этих видов.

Выделяют три категории благ: опытные, исследуемые и доверительные:

3. Издержки оппортунистического поведения

Выделяют два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное:

Как следствие, на данном рынке информация о качестве товара распределяется асимметрично между покупателями и продавцами. В такой ситуации продавцы некачественных автомобилей могут продавать их по некоторой средней цене, которая приносит им прибыль, а продавцам качественных автомобилей — убытки. Покупателей такая цена устраивает, поскольку они воспринимают ее как умеренную цену за качественный товар. Вследствие оппортунистического поведения владельцев некачественных автомобилей владельцы качественных несут чрезмерные издержки и уходят с рынка.

Противодействие оппортунистическому поведению оказывает положительное воздействие на конечный результат деятельности фирмы в двух аспектах. Во-первых, сокращаются издержки оппортунистического поведения и общие издержки фирмы в целом. Во-вторых, увеличивается продуктивность наемных работников в связи с повышением их добросовестности. Оптимальной называют такую величину издержек противодействия оппортунистическому поведению, которая при прочих равных условиях обеспечивает максимальный конечный результат деятельности фирмы.

4. Издержки ведения переговоров и заключения контракта

5. Издержки спецификации и защиты прав собственности

Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжено с определением субъекта — носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта, а также условий делегирования данного права. На практике почти всегда происходит размывание прав собственности, т. е. воспроизводится ситуация, когда не удается обеспечить точное соблюдение того или иного правового режима.

Издержки рассматриваемого вида проявляются в двух основных формах. Во-первых, большая часть этих издержек обусловлена необходимостью непосредственной защиты прав собственности. Существенным их элементом выступают расходы на содержание органов правопорядка. Во-вторых, значительная часть рассматриваемых издержек связана с необходимостью воспитания и образования населения. Издержки в сфере образования и культуры обеспечивают:

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Трансакционные издержки

В современном мире под трансакционными издержками (transaction costs) понимают затраты, не связанные с производством и возникающие в связи с заключением сделок (договоров, контрактов). Они включают в себя затраты времени и других ресурсов на совершение сделки, а также потери вследствие заключения неполного или неэффективного договора.

Основные подходы к определению трансакционных издержек

Базовой единицей в трансакционном анализе является трансакция, то есть акт экономического взаимодействия по обмену товарами, услугами, капиталом, а также юридическими обязательствами в рамках как документально оформленных, так и устных соглашений любого характера, как на рынке, так и внутри предприятий. Расходы и потери такого взаимодействия, сопровождающие использование материальных, интеллектуальных, человеческих и других ресурсов в процессе производства в широком смысле и реализации товаров и услуг, получили название трансакционных.

Понятие трансакции было введено американским экономистом Джоном Коммонсом в 1931 году. По его определению, трансакция – это отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.

Глубокий анализ трансакционной теории был сделан выдающимся американским экономистом Оливером Уильямсоном, в частности в его работе «Экономические институты капитализма» (1985), которая является одним из наиболее цитируемых экономических трудов, написанных за последнее столетие.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Кеннет Эрроу определяет трансакционные издержки как затраты, связанные с поддержанием функционирования экономических систем.

Таким образом, трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, которые затрачиваются на осуществление трансакций. Под трансакцией понимают отчуждение или присвоение прав собственности.

Причины возникновения трансакционных издержек

Трансакционные издержки возникают вследствие неопределенности действий экономических агентов и информации относительно объективной экономической ситуации в процессе заключения и обеспечения заключения контрактов.

О. Уильямсон выделяет три причины возникновения трансакционных издержек:

1. Несоответствие субъективных представлений участников трансакций объективному положению вещей и недостаточная осведомленность участников трансакций, а также невозможность принятия абсолютно верных решений, то есть ограниченная рациональность.

2. Оппортунистическое поведение участников трансакций, которое нарушает условия явных или неявных соглашений и не отвечает обоснованным ожиданиям других участников трансакций, нарушая их права.

3. Специфичность активов – у товаров или участников сделки отсутствует взаимозаменяемость, что приводит к сужению рынка.

Взаимосвязь трансакционных и трансформационных издержек

По мнению Д. Норта и Дж. Уоллиса, критерием определения трансакционных издержек является с точки зрения покупателя – все расходы, которые он несет сверх рыночной цену за товар или услугу; с точки зрения продавца – все расходы, которые он несет, продавая товар на рынке, а не самому себе.

Таким образом, изменения в технологии влияют на уровень трансакционных издержек, а институциональные изменения – на уровень трансформационных издержек. Д. Норт предлагает рассматривать трансформационные издержки как обусловленные состоянием производственных сил, а трансакционные издержки – характером производственных отношений.

Классификация трансакционных издержек

Каждая трансакция включает следующие группы параметров: участники сделки, ресурсы и ожидаемые результаты сделки, права участников на ресурсы и результаты, обязанности участников, управление сделкой.

Трансакционные издержки делятся на внешние, возникающие вследствие действий предприятия на рынке и внутренние, сопровождающие функционирование внутренней структуры предприятия. Соответственно, внешние трансакционные издержки связанные с функционированием рынка и определяются характером общественных институтов. Внутренние трансакционные издержки определяются функционированием организационной структуры предприятия.

К внешним трансакционным издержкам относят:

К внутренним трансакциям относятся:

По мнению Дж. Уоллиса, Д. Норта и других исследователей внутренние трансакционные издержки включают следующие компоненты:

По классификации П. Милгрома и Дж. Робертса, трансакционные издержки делятся на группы [6] :

Согласно этой классификации различают:

Таким образом, обобщив приведенные классификации, можно выделить следующие виды трансакционных издержек:

Список использованной литературы

[1] Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. — 224 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *