Что влияет на характер ребенка

Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Что влияет на характер ребенка. d73b8aea08f58096570a07b55cd9b979ddc2e63e. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-d73b8aea08f58096570a07b55cd9b979ddc2e63e. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка d73b8aea08f58096570a07b55cd9b979ddc2e63e. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Действительно ли характер заложен в нас генетически, и может ли он измениться со временем?

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Как темперамента определяет характер

Возможно, вы уверены, что влияние воспитания, окружения, общества окажут на характер ребенка решающее влияние. Это отчасти так: действительно, можно воспитать в ребенка любые склонности, а темперамент будет лишь облегчать или осложнять родителям эту задачу. Но многочисленные исследования показывают, что особенности поведения, которые проявляются у ребенка в раннем детстве, никогда и никуда не исчезают! Основные черты личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Пожалуй, первыми, кто обратился к этому аспекту развития ребенка, были американские психологи Стелла Чесс и Александр Томас. Они приступили к наблюдению за 133 нью-йоркскими малышами еще в 1950 году и отслеживали их судьбу на протяжении – только подумайте – 30 лет!

” Трехлетних детей они разделили на три условные группы, учитывая их активность, позитивный настрой и то, насколько легко они отвлекались. Они назвали эти группы «трудными», «легкими» и «медленными» детьми. В старшем юношеском возрасте, к удивлению исследователей, состав групп продолжал достаточно четко прослеживаться: тугодумы остались тугодумами, а дружелюбные и общительные дети продолжали проявлять доброжелательность.

Удивительно, но долгое время психологи, изучавшие темперамент младенцев и типы личностей взрослых вообще никак не соприкасались, точно одни из них изучали бабочек, а вторые – водоросли. Но за последнее время число исследований резко возросло!

Прежде всего, ученые, наконец, определились с темпераментами. Большинство исследователей отошли от классических четырех типов и, вслед за Чесс и Томасом, разделяют младенцев по трем параметрам поведения. Это:

способность к контролю и концентрации внимания (легко ли отвлечь ребенка от заинтересовавшей его игрушки другой, не менее интересной);

тревожность и настороженность (боится ли ребенок всего нового, уверенно ли ведет себя в незнакомой обстановке);

динамизм и возбудимость (насколько ребенок готов к общению, как быстро он успокаивается в незнакомой обстановке).

Что влияет на характер ребенка. 9a9d4b4164fbe1880021d3287944cbd379c9b336. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-9a9d4b4164fbe1880021d3287944cbd379c9b336. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 9a9d4b4164fbe1880021d3287944cbd379c9b336. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Источник

Как и когда происходит формирование характера у детей

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение. Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства. Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Что влияет на характер ребенка. 19cara merawat anak tanpa terganggu bad mood. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-19cara merawat anak tanpa terganggu bad mood. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 19cara merawat anak tanpa terganggu bad mood. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Что влияет на характер ребенка. 49997 orig. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-49997 orig. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 49997 orig. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Что влияет на характер ребенка. 64c1e4cf5848a13742376a8c39bade69. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-64c1e4cf5848a13742376a8c39bade69. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 64c1e4cf5848a13742376a8c39bade69. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

Что влияет на характер ребенка. cute girl baby. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-cute girl baby. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка cute girl baby. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда. Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры (подробнее об играх для ребенка читайте в этой статье). Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

Источник

Что влияет на формирование характера ребенка?

— Что, вообще, понимается под характером в психотерапии? В чем отличие характера от типа темперамента или набора принципов?

— Характер — это совокупность определенных черт и состояний личности, сумма биологии и психологии.

Под биологией подразумевается темперамент — врожденное свойство нервной системы. То, например, каким образом она регулирует процессы торможения или возбуждения. Или насколько быстро мы реагируем на раздражители. Или как долго можем находиться в состоянии аффекта. Это биологические особенности строения нервной системы, нервного волокна, определенные свойства нейромедиаторов.

Так, есть дети возбудимые, которые быстро разгоняются, с трудом тормозят. Во времена Гиппократа этот темперамент назывался «холерический». Такая реакция очень нестабильная, яркая — порой ярче, чем раздражитель, который ее вызвал. Есть дети более инертные, спокойные. Раньше их называли «флегматики»: у них уравновешенные стабильные реакции и торможения, и возбуждения. Они могут как активно проявлять эмоции, так и активно их сдерживать. Таким детям проще удерживаться долго в какой-то деятельности, но есть некоторые трудности с переключением с одной реакции на другую, в отличие, например, от «сангвиников», которые тоже реагируют бурно, быстро затормаживаются и очень быстро переключаются с деятельности на деятельность. Или «меланхолики», у которых реакции представлены небольшой силой ответа нервной системы. Достаточно нестабильны, небольшое событие их может привести в расстройство, только их возбуждение будет направлено не вовне, как у холериков, а внутрь.

Теперь о «психологии» характера. В этом смысле ребенок рождается как белый лист, он попадает в некую среду, сталкивается с разными раздражителями и точками зрения значимых людей. Из этих «столкновений» он получает определенные выводы, то есть на подкорку в нейронные цепи записываются послания, которые формируют «мировосприятие», свод принципов. Этот процесс идет всю жизнь, потому что наш мозг обладает таким замечательным качеством, как нейропластичность — это умение формировать новые нейронные цепи и разветвления, набираться опыта, рефлексировать и делать выводы.

То есть характер — это совокупность того, чему мы научаемся, опыта (психологическая часть) и темперамента (биологическая).

Какие виды характера у детей сегодня выделяют психотерапевты? В чем их основные отличия, сильные и слабые стороны?

— Когда я училась на кафедре психиатрии, мы классифицировали людей по типам личности. Например:

Поэтому сейчас мы придерживаемся концепции, что человек — это отдельная вселенная, и он может быть разным, согласно ситуации, в которую попал. Если он чувствует себя в безопасности, если его психологические потребности удовлетворены, он ведет себя одним образом. Попав в условно враждебную, дискомфортную ситуацию он применит методы психологической защиты, изученные раньше, и будет казаться совершенно другим человеком. Например, есть много актеров, тревожных и застенчивых в жизни. Но в кадре они ведут себя совсем иначе. Преодолевают ли они себя в кадре каждый раз или оба состояния для них естественны, зависит от тренировки «навыка» — насколько часто им пользуются.

Что влияет на формирование характера ребенка? Сколько в этом процессе от генетики, а сколько — от воспитания и среды?

— Формирование характера у детей — сложный процесс, потому что у нас есть различные гены, условно «спящие», и какой ген когда включится — непонятно. Есть такой термин — экспрессия признака, или экспрессия гена. Ген «спит», и вдруг на него действует совокупность факторов внешней и внутренней среды. Ген «пробуждается», и он выражен настолько, насколько на него подействовали эти факторы.

Говоря о том, что влияет на формирование характера ребенка, важно понимать: способности, как и болячки, могут просыпаться под воздействием разных обстоятельств и опыта. Человек может быть очень спокойным, застенчивым, интровертом, но на него подействовало какое-то травматическое событие, и он научился стоять за себя, приобрел новый опыт, новую способность импульсивно защищать свои границы.

Когда начинается и когда заканчивается формирование характера у детей? Какие этапы можно выделить на этом пути?

— Формирование характера у детей дошкольного возраста затрагивает несколько этапов развития ребенка. Их три. До трех лет идет этап «Связи»: у ребенка еще нет самосознания, ему важно чувствовать связь со значимыми фигурами. На этом этапе можно быть зависимым и беспомощным — по сути, ребенок таковым и является. Его «Я» — в процессе формирования, он слит с мамой. Теория привязанности говорит о том, что детям до трех лет хорошо быть рядом со значимым взрослым, который о нем заботится. Это важно. Потому что потерять связь малышу до 3 лет — то же, что оказаться в смертельной опасности.

Актуальность теории привязанности имеет множество научных подтверждений. Но есть один аспект, о котором важно помнить.

Существует так называемая «деревня привязанности» — ребенок учится безопасно проживать разлуки с мамой вместе с другими значимыми взрослыми. Мама может выйти по делам, уйти на работу — ребенок остается в теплых надежных руках, он учится доверять другим людям. Однако, если малыш остается во враждебной среде, с чужим человеком, есть опасность, что будет нарушен процесс установления связи с миром. Это влечет за собой травмы характера: человек может стать более недоверчив, более обособлен от общества или не принимать себя, если он в нежном возрасте испытал грубое обращение. И тем не менее важно мягко учить малыша доверять другим значимым взрослым.

После 3 лет начинается период «Я сам». Ребенок учится справляться с посильными задачами. Он уже напитался связью, и родителям стоит немного «отпускать вожжи», чтобы ребенок научился доверять себе. Чтобы он понял, что может справиться: одеться, забраться на горку, может отстоять свое мнение в школе, может отделиться, быть автономным, компетентным, может написать картину. Если на этом этапе продолжается сверхконтроль и гиперопека, то формируется зависимый или тревожный тип личности — человек неуверен в собственных силах, что он может справляться без значимых людей. То есть он знает, что его любят, что он может доверять родителям, но себе он не доверяет. Поэтому с 4 лет до окончания начальной школы — это время прокачивать навыки.

Дальше наступает время установления «принадлежности». Понять, кто я и где мое место в стае. Для подросткового возраста характерно коллективное мышление, поиск здоровых границ в коллективе. В этот период важно отпускать ребенка, но при этом оказывать наставничество, проводить с ним беседы, учить считаться со своими желаниями и желаниями других людей. И он должен знать, что всегда на связи у него есть мудрый родитель, который направит советом, приободрит.

В более старшем возрасте, после 25 лет, начинается фаза компетентности, прокачивания полученных умений, реализация, достижения, мы получаем образование, идем на работу, заводим семьи. И после 50 лет (у кого-то раньше) идет стадия волонтерства, здорового самопожертвования, наставничества — мы уже знаем себе цену и хотим делиться опытом.

Что влияет на характер ребенка. 9905870745. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-9905870745. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 9905870745. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

— Возможно влияние взрослых на формирование характера ребенка? Приведите примеры, как можно корректировать какие-то черты характера в семье?

— Допустим, ребенок тревожный — возможно, был провал в стадии, когда он учится автономии и компетентности с 4 до 9 лет. Возможно, была гиперопека со стороны мамы. Это нормально. Мама тоже человек. Итак, потребность в автономии пострадала — ребенок тревожный и чувствительный. Но мы можем влиять на эту черту. Какие мысли заставляют его тревожиться? Например: «Я не справлюсь!» или «Меня могут отвергнуть, потому что я неинтересный». С этими мыслями можно работать. Не говорить: «Ну чего ты боишься?», а давать другие послания: «Да, я понимаю, что это немного тревожно, когда все на тебя смотрят — у меня тоже была такая ситуация. Ты обязательно справишься. Я верю, что все получится». Это беседы, в которых мы напитываем ребенка тем, что в свое время он от нас недополучил. Никогда не поздно начать думать по-другому. Мозг ребенка нейропластичен, и если вы с чем-то не справились на какой-то из стадий формирования его характера, можете продолжать работать с этим пластичным материалом и дальше. Это нормально.

Если ребенок очень импульсивный, на всех наскакивает — и с радостью, и с агрессией — мы можем учиться его тормозить: «Да, я понимаю, тебе больно. Ты хочешь постоять за себя. Это очень хорошее качество, и оно может пригодиться, если, например, хулиганы обижают котенка. Ты можешь постоять. Но зачем ты бьешь сестру? Пожалуйста, не надо! Ты можешь попить воды, покричать, побить грушу. Но не надо никого обижать!».

Трудности с автономией, импульсивностью или принятием себя можно проработать в любом возрасте. И во взрослом, кстати, тоже.

— Как понять, какие черты характера нужно корректировать? Учитывая современные подходы — «надо развивать сильные стороны, а не тратить время на слабые» или «мой недостаток — это сильная сторона»?

— Нет сильных и слабых сторон характера. Один ребенок умеет очень быстро решать примеры по математике (высокая скорость мышления), но при этом не тянет олимпиадные задачи, где нужен творческий пространственный подход, где нужно подумать, долго удерживать внимание. Сказать, что одна из этих черт более полезная, нельзя. Это разные черты. Или ребенок не может быстро дать отпор, но зато он чуткий собеседник, умеет слушать. У импульсивных людей, которые могут «горы свернуть», часто проблемы с эмпатией, потому что им некогда задумываться о том, что чувствует человек рядом с ними.

Еще раз повторю: у свойств характера нет заведомо сильных и слабых сторон. Каждое качество в конкретной ситуации может обернуться плюсом и минусом. Поэтому мы и учим ребенка принимать себя, знать все свои черты. И понимать, что у других тоже есть такие черты — не плохие и не хорошие.

— Если нет сильных и слабых сторон, значит, нет смысла что-то корректировать? Ведь никогда не знаешь, что пригодится.

– Есть смысл корректировать поведение. Учиться им управлять. Порой, когда мы не получаем желаемого, мы испытываем неудовлетворенность — фрустрацию. Фрустрация в норме ведет к появлению раздражения. А раздражение толкает людей на дисфункциональное поведение — протесты, крики, обесценивание других, завышенные требования, отстранения, утешение чем-либо (переедание, алкоголь, социальные сети), хлопанье дверьми. Задача родителя — обнаруживать фрустрацию и понимать, что беспокоит ребенка. И корректировать дисфункциональное поведение, обучая, как можно безопасно выражать неудовлетворение и сообщать о своей грусти/гневе.

— Давайте разберем частые боли родителей. Что делать, если ребенок плаксивый, легкоранимый, не может постоять за себя?

— Если ребенок очень плаксивый, легкоранимый, нужно выращивать в нем ассертивность (способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение — ред.). Это значит, что у него не сформировалось ощущение «я могу постоять за себя»; ему проще уходить от конфликта. В этом случае мы учим его выражать гнев безопасно и не бояться конфликта. Конфликт — часть социального общения. Общение и близость без него невозможны.

— Самовлюбленный, нарцисс, думает только о себе…

— Здесь, вероятно, на каком-то этапе возникли трудности с эмпатией. Сама по себе эмпатия не появляется. Если, например, мама жертвенная и забыла о себе, о своих потребностях и нуждах — как ребенку понять, что маме чего-то не хватает и надо помочь — словом или делом? Соответственно у ребенка будут проблемы с границами своих желаний и границами других людей, своими чувствами и чувствами других людей. Но этому можно обучить.

— Если ребенок ничего не хочет, не видит цели в жизни…

— Значит, у него проблемы с потребностью «хочу». Либо ему всегда навязывали «хотелки» родители, планировали каждый его день от одежды до игр. В этом случае нужно дать ему свободу в своих желаниях. Либо вместо «хочу» у него очень много «боюсь». Все, что он хочет, кажется ему недостижимым. И это вопрос, с которым часто приходят на психотерапию: «хочу, но не пробую, потому что знаю, что ничего не получится, все это очень сложно и я ничего не смогу». Здесь нужно наставничество, нужно напитывать уверенностью, составлять план жизни, по такому же принципу, как учат в школе писать план по пунктам перед сочинением.

— Не умеет сосредотачиваться, инфантилен не по возрасту.

— Здесь могут быть варианты. Часто неумение сосредоточиться говорит о повышенной тревожности. Обычно на контрольных такие дети дают плохой результат, а в спокойном режиме учатся хорошо. Потому что в условиях, когда надо успеть за определенный период времени сделать, допустим, 8 заданий, ребенок начинает так нервничать, что оказывается просто расфокусирован. То есть подобная проблема может быть связана с неуверенностью. Или, например, совсем другое — у ребенка синдром дефицита внимания.

Что влияет на характер ребенка. 6897f502ce. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-6897f502ce. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 6897f502ce. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

Часто под словом «слабохарактерный» подразумевается «слабовольный». Что это такое вообще — сила воли? Можно ее натренировать?

— Сила воли — это мотивация. Она присуща человеку, который четко видит конечную цель. То есть: «Мне трудно, мне не хочется, но я знаю, что когда я это сделаю, я буду чувствовать себя вот так. Я иду к такой-то цели». Состояние отсутствия воли называется в психологии «абулией». За ним может стоять несколько проблем: депрессия (она помолодела и сильно!), ангедония (невозможность получать удовольствие от того, что раньше нравилось), биологическая невозможность вырабатывать дофамин — нейромедиатор радости. В этом состоянии человеку действительно очень трудно сделать шаг к чему-либо. Абулия бывает при расстройствах аутистического спектра: человек просто не понимает «зачем?». Кроме того, отсутствие воли может быть следствием педагогической запущенности, когда с ребенком просто не разговаривают или говорят только с позиции «надо» и «хочу». Наконец, отсутствие воли часто связано со страхом неудач — «у меня ничего не получится, лучше я этого и хотеть не буду».

В основе формирования силы воли лежит умение слышать свои потребности, понимать, чего я хочу сейчас и что мне это даст в дальнейшем.

— Как научить ребенка не бояться — ответить обидчику, сказать «нет»?

— Переживать и бояться давать отпор — нормально. Это следствие эволюции. Мы хотим нравиться, быть полезным обществу. Потому что раньше, много-много лет назад, когда человек изгонялся из племени, он не выживал. Сейчас мы можем себе позволить быть больше собой и меньше «выживать», чтобы понравиться другим. Важно знать, что ты можешь выстоять в конфликте, что сам конфликт — это нормально, это часть общения. Часто у детей имеет место «дефицит навыка» — дома ребенок никогда не конфликтовал, был «хорошим ребенком» — у него просто нет навыка давать отпор, отказывать. Поэтому — конфликтуйте со своими детьми, разрешайте им с вами спорить, сердиться. Корректируйте, если ребенок заходит «за берега» — показывайте, как правильно конфликтовать. Потому что если подавлять гнев, то как научиться давать отпор? Лучший тренажер — развивать этот навык в семье, делать спор конструктивным, необидным, но твердым. В психологии мы тренируем этот навык на куклах, на предметах, с помощью смешных стишков учим давать отпор обидчику. Это требует такого же научения, как научиться читать и писать.

— А если ребенок, напротив, легко вступает в конфликт, лезет в драку — в чем тут проблема?

— Как правило, это говорит либо о нарушенных границах (когда мне что-то не нравится — мне все можно), либо о высокой социальной тревожности и уязвимости. То есть нужно работать и с границами дозволенного и/или самооценкой ребенка. Ведь, вероятно, его сильно расстраивает что-то, раз он лезет сразу в драку.

Что влияет на характер ребенка. 4750c4df70. Что влияет на характер ребенка фото. Что влияет на характер ребенка-4750c4df70. картинка Что влияет на характер ребенка. картинка 4750c4df70. Многие мамы уверены, что характер ребенка можно понять еще во время беременности. Живой, активный, непоседливый, любопытный или, напротив, задумчивый тихоня, которого нелегко растормошить, ‒ дети действительно ведут себя по-разному еще до своего рождения. Удивительно, на зачастую предсказания мам оправдываются, задолго до того, как малыши начинают ходить и говорить, уже можно судить об их характере.

— Есть мнение, что буллингу подвергаются дети с определенными чертами характера. Так это или нет?

— Здесь черты характера не влияют на попадание в группу риска, в ней находятся ВСЕ. Непонятно, какую жертву выберет АГРЕССОР. Как правило, заводящий — сам травмированный ребенок, который пытается за счет унижения другого почувствовать силу. Подростки в принципе любят «троллить» друг друга. Но что происходит, когда мы слышим о себе неприятное? Мы начинаем в это потихонечку верить или злиться и пытаться доказать, что это не так. Очень важно научить ребенка не терять при этом мета-позицию — когда ты говоришь себе: «Ну да, человек пытается возвыситься, показать себя сильным, а на самом деле он очень слабый, раз таким методами действует. А я — интересный, красивый, классный, веселый. Я могу оставаться с ним в дружелюбной позиции». Есть известный ролик, где детский психолог показывает, как можно до бесконечности давать отпор агрессору, не терять равновесие, спокойствие. Такие сценки, как в ролике, можно проигрывать дома.

— Спорт и характер: какие тут могут быть рекомендации?

— Спорт — это всегда преодоление, формирование рутины, плана. И секции, где есть разминка, зарядка, тренировка — определенный план, помогают тренировать усидчивость. Последовательность в действиях делает процесс понятным, ребенок чувствует себя в безопасности. По плану ему легче формировать любые навыки. В спорте это хорошо развито — есть структура урока, ребенок выбрасывает много адреналина, снимает стресс через активные занятия. Важно, чтобы тренер был мотивирующий, принимающий, строгий, но не унижающий. К сожалению, часто спорт наносит психологические травмы. Может быть, ребенок сядет на шпагат, но если не сядет, то будет «полное ничтожество». Это, конечно, не способствует хорошей самооценке в дальнейшем.

— Режим как-то влияет на характер? На что обратить внимание родителям в этом плане?

— Режим — это чередование труда и отдыха. Есть старательные дети, которым нравится учиться — их никто не заставляет делать домашние задания и т. п. Умиляться особо этому не стоит. Если ребенок учится по 4 часа и больше, при этом еще не чувствуя в полной мере своего тела, своих потребностей, он истощается — просто не сразу, а со временем. Позволяйте ребенку поскучать, поиграть. Помогайте ему составлять план на день, чтобы он успевал и работать, и восстанавливаться.

Хорошо, если ребенок начинает день с одних и тех же понятных процедур – застелить кровать, привести себя в порядок. Это настраивает на новый день. Важно знать особенности своего ребенка и не мерить по себе. Например, я встаю за 10 минут до выхода, быстро собираюсь, и когда у меня появился ребенок, я думала, что мы с ним одинаковые. Но нет, сыну нужно время, чтобы раскачаться. Сейчас он в 6 классе и встает на 20 минут раньше, чтобы прийти в себя, посмотреть YouTube и пр. Соответственно и режим мы строим по особенностям темперамента ребенка.

— В каких случаях в психотерапии характера требуется помощь психолога, а в каких — врача-психотерапевта или психиатра?

— Игротерапия, когнитивно-поведенческая терапия, сказкотерапия, арт-терапия — этими навыками может владеть как психолог, так и психотерапевт. Важен подход, в котором работает специалист и контакт с ребенком. А вот обращаться к психиатру стоит, если есть признаки депрессии. Тот же психолог может заметить депрессивные тенденции и направить к доктору. Психиатр может даже не выписывать лекарство, но диагностировать степень, это позволяет лучше выстроить план психотерапии. Также синдром дефицита внимания или расстройства аутистического спектра требуют постановки диагноза. Психиатр проходит практику в больнице, видит много подобных детей, и ему легче такие случаи дифференцировать. У психолога может не хватать клинического опыта, чтобы сделать верный вывод. Поэтому, когда речь идет о постановке диагноза и плане лечения, лучше обратиться к психиатру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *