Что влияет на экспозицию кадра 4 фактора
Основные факторы, влияющее на величину экспозиции
Что влияет на величину экспозиции?
Экспонометрические характеристики объектов съемки
Экспонометрически объекты съемки в основном характеризуются освещенностью, спектральным составом освещающего света, характером поверхности и цветностью снимаемых объектов.
Существенное влияние на их экспонометрические характеристики и конечное качество изображения оказывают также оптические свойства среды, расположенной между объектами съемки и аппаратом.
Так как на светочувствительный слой негативного материала воздействуют световые лучи, идущие от объектов съемки и прошедшие через объектив съемочного аппарата, то помимо влияния других многочисленных факторов, которые будут рассмотрены ниже, освещенность отдельных элементов оптического изображения определяется в основном яркостью соответствующих им участков объекта.
Коэффициент отражения
Яркость того или иного участка снимаемого объекта определяется его освещенностью и способностью отражать упавшие на него световые лучи. Отражательная способность различных объектов колеблется в довольно широких пределах и характеризуется обычно коэффициентом отражения поверхности, определяющим отношение светового потока, отраженного телом, к упавшему на него световому потоку.
Особенности фактуры поверхностей, отражающих свет, определяют не только величину и характер отраженного светового потока, но и его направление.
В связи с этим различаются три основных вида отражения: направленное, рассеянное и смешанное.
Характерное для гладких, полированных поверхностей направленное, или зеркальное, отражение схематически представлено на рисунке.
Кривые распределения яркостей при различных видах отражения: 1 — зеркальном; 2 — рассеянном; 3 — диффузном; 4 — направленно-рассеянном; 5 — смешанном
При рассеянном отражении световой поток рассеивается по разным направлениям. Необходимо отметить два частных случая рассеянного отражения: диффузное и направленно-рассеянное. К материалам, обладающим направленно-рассеянным отражением, относятся, например, матированные металлические поверхности. К числу поверхностей с диффузным отражением могут быть отнесены шероховатые оштукатуренные поверхности, клеевая покраска и тому подобные матовые фактуры.
Смешанное отражение, характеризующееся сочетанием направленного и рассеянного отражения, также схематически изображено на рисунке.
На рисунке отчетливо выражена зависимость яркости этих различно отражающих свет поверхностей от направления наблюдения.
Яркость является одной из основных фотометрических величин и характеризует свечение источников света и освещаемых поверхностей. Яркость непосредственно воспринимается глазом и при условии прозрачности среды величина ее не зависит от расстояния до глаза наблюдателя. За единицу яркости принят стильб, равный яркости равномерно светящейся плоской поверхности, испускающей в перпендикулярном к ней направлении свет силой в одну свечу с одного квадратного сантиметра. В экспонометрических замерах и расчетах в качестве единицы яркости поверхности, подчиняющейся закону Ламберта, зачастую применяется апостильб, или «люкс на белом»; стильб = 31 400 апостильб.
В таблице №1 приведены данные о величине яркости некоторых объектов.
К числу фактур, обладающих преимущественно направленно-рассеянным и смешанным отражением, могут быть отнесены поверхности очень многих объектов съемки. При наблюдении таких фактур с различных точек зрения яркость их (при одной и той же освещенности) будет изменяться в довольно широких пределах. Яркость этих поверхностей будет максимально велика в направлениях, приближающихся к углам зеркального отражения.
Коэффициент яркости
Так как именно величиной яркости в направлении камеры определяются экспонометрические яркости объектов съемки и соответствующие им освещенности оптического изображения, то при расчетах экспозиции нас в первую очередь интересуют данные о величине яркости снимаемых объектов, замеренной в направлении камеры. В связи с этим особенности отражения света той или иной поверхностью целесообразно выражать величиной коэффициента яркости, определяющего отношение яркости этой фактуры в данном направлении к яркости одинаково с ней освещенной абсолютно белой поверхности.
Яркость поверхности при наличии заметного направленного отражения определяется не только освещенностью этой поверхности, но в связи с отражением в ней самого источника света становится функцией его яркости.
Спектральный коэффициент яркости
Коэффициент яркости цветных поверхностей, избирательно отражающих упавший на них световой поток, будет существенно изменяться при изменениях его спектрального состава. Поэтому при определении условий экспонирования следовало бы всесторонне учитывать и величины спектральных коэффициентов яркостей их поверхностей.
Но практически при определении времени и условий экспонирования, проводимом с помощью фотоэлектрических приборов, не могут быть полностью учтены все сложнейшие взаимозависимости между цветностью объектов съемки, изменениями спектрального состава освещающего света и цветочувствительностью негативных материалов.
Тем не менее в практике определения экспозиции с помощью экспонометров оказывается возможным рассматривать величины экспонометрических яркостей снимаемых цветных объектов как некоторую совокупность их яркостных характеристик.
Интервал яркостей объектов съемки
Отражательная способность различных поверхностей
ПоверхностьВид отраженияКоэффициент отраженияОкись магнияДиффузное0,96Алебастр»0,92Серебро полированноеНаправленное0,88—0,93Матовое серебрениеНаправленно-0,7Стеклянное зеркалорассеянное Направленное0,72—0,85Хромированная полированная поверх-»0,60—0,70ность Матовое хромированиеНаправленно-0,50Алюминий полированныйНаправленное0,65-0,75Алюминии матированныйНаправленно-0,55-0,60Жесть белаярассеянное Направленное0,66—0,69Снег свежевыпавшийСмешанное0,75-0,78Снег тающий чистый»0,60—0,62Бумага белая матоваяНаправленно-0,6-0,7Белая гипсовая поверхностьрассеянное Диффузное0,85Белая клеевая покраска по оштука-Приближаетсядо 0,8туренной поверхностик диффузномуОштукатуренная поверхностьДиффузное0,4—0,45Кожа лицаСмешанное0.25-0.35Песок белый сухойДиффузное0,24—0,32Песок белый мокрый»0,11-0,2Глина желтая»0,16Тротуар асфальтовый сухойСмешанное0.10-0,18Тротуар асфальтовый мокрыйНаправленно-0.06—0,118Чернозем сухойрассеянное Диффузное0,07—0,08Чернозем мокрыйНаправленно-0,02—0.05Тес (дерево свежее)рассеянное То же0,35—0,42Тес старый посеревший» »0,12—0,16Хвойная растительность кроныДиффузное и0,08—0,12Растительность лиственная летомнаправленно- рассеянное Направленно-0,09-0,12Растительность лиственная осеньюрассеянное То же0,15-0,30Шелк белыйСмешанное0,35-0,55Черное сукно *Направленно-0,1-0,12Черный бархатрассеянное Диффузное0,01-0.03Черный мех»еще меньше# Высокие поглощающие свойства этих материалов объясняются отчастиих пористостью, благодаря чему упавший на них свет, прежде из толщи материала, претерпевает несколько отражений.чем выйтиКак показано в таблице №2, отражательная способность различных объектов колеблется в довольно широких пределах.
Поверхности, обладающие максимальным коэффициентом отражения, покрытые окисью магния, отражают до 96% падающих на них лучей, а черный бархат всего лишь 1—3%. Поэтому наибольший возможный интервал яркостей для равномерно освещенного объекта практически не может превышать 90:1. Интервал яркостей между одинаково освещенными поверхностями свежевыпавшего снега, отражающего до 78% упавшего на него света, и черного бархата будет примерно равен лишь 50:1.
Затенив же участки, покрытые черным бархатом, и сохранив освещенность снежной поверхности, мы можем в очень большой степени увеличить интервал яркостей этого объекта. С увеличением различий освещенности отдельных элементов интервалы яркостей снимаемых объектов могут увеличиваться до огромных пределов, достигая 100000:1 и более.
При съемке большинства объектов мы наряду с чисто яркостными контрастами сталкиваемся также и с явлениями цветового контраста. В этих случаях определение интервала яркостей осложняется необходимостью учитывать не только количественные различия яркостей тех или иных элементов объекта и фона, но и различия спектральных коэффициентов яркостей их цветных поверхностей.
Установление величины подобного смешанного контраста, определяемого одновременным влиянием яркостного и цветового контраста, очень затруднено. Величина этого контраста в отличие от контраста яркостного не может быть выражена одной какой-либо величиной и поэтому простого выражения меры цветового контраста еще не существует. Но поскольку спектральная чувствительность фотоэлектрических экспонометров заметно приближается к спектральной чувствительности глаза и современных негативных материалов, в практике экспонометрических замеров интервалы яркостей цветных объектов могут быть достаточно точно выражены их яркостными соотношениями, определенными с помощью экспонометра.
В качестве примера приведём средние величины интервала яркостей некоторых наиболее распространенных объектов съемки, сведенные в таблице№3.
Изменения условий натурного освещения и величина интервала яркости объекта
При натурных съемках изменения характера освещения, связанные с высотой стояния солнца, изменениями прозрачности атмосферы и облачности, существенно влияют и на соотношение направленной и рассеянной части солнечной радиации.
Эти изменения характера освещающего света не могут не влиять на характер фотографического изображения и сказываются прежде всего на контрасте освещения. Увеличение доли рассеянного света в общем балансе освещения, усиливая высветку теневых участков объекта съемки, заметно понижает контраст изображения. Это уменьшение интервала яркостей снимаемых объектов может при наличии облачности достигать очень больших степеней. При усилении облачности и увеличении количества рассеянного света освещенность элементов, находящихся в тени, может увеличиваться в два-три, а зачастую в большее количество раз, причем соответственно снижается интервал яркости объекта. Следствием этого и является столь разительное изменение экспонометрических характеристик и самого характера изображений объектов, снимаемых в пасмурную погоду или при некоторой, хотя бы даже весьма незначительной белесоватой дымке.
Влияние тумана и дымки
Очень заметное влияние на величину интервала яркости объектов съемки оказывают оптические свойства среды, заполняющей пространство между фотографируемыми объектами и аппаратом.
Яркость атмосферной дымки или просвеченного тумана как бы накладывается на яркости всех элементов снимаемых объектов. Не оказывая заметного влияния на увеличение яркости светлых участков, она существенно повышает яркость темных или мало освещенных элементов объекта.
Уплотнение тумана и повышение его яркости, а также увеличение расстояния между объектами съемки и аппаратом сильно снижает интервал яркостей объекта. При дальнейшем увеличении плотности дымки или тумана яркость ее, достигнув определенной величины, уравняется с яркостью наиболее светлых элементов объекта. Интервал яркости объекта съемки в этом случае будет 1:1, контраст его снизится до нуля и различия яркости станут незаметными. Величина интервала яркости снимаемых объектов, как мы уже отмечали в предыдущей главе, имеет очень большое практическое значение, особенно возрастающее при работе на цветных негативных материалах и съемке контрастных сюжетов.
Поэтому широкое распространение приобрел метод определения интервала яркостей объектов съемки с помощью фотоэлектрических приборов. Далее мы подробно рассмотрим методику определения интервала яркости с помощью фотоэлектрических экспонометров.
Экспозиция в цифровой фотографии
Что такое экспозиция в цифровой фотографии? Каждый раз, когда вы думаете о создании художественной фотографии,…
Что такое экспозиция в цифровой фотографии? Каждый раз, когда вы думаете о создании художественной фотографии, вы сразу же должны думать о экспозиции. Экспозиция – важнейший элемент, определяющий, что будет зафиксировано пленкой или сенсором цифровой камеры. Существуют три основных параметра, влияющих на экспозицию: ISO, выдержка и диафрагма.
Что влияет на экспозицию?
Значение ISO определяет чувствительность сенсора камеры к свету, падающему на него, и соответствует «стопу» света (удвоению или уменьшению вдвое количества света – прим. spp-photo.ru). Каждое последовательное значение шкалы ISO означает удвоение (при повышении значения ISO), либо сокращение вдвое (при понижении значения ISO) чувствительности сенсора к свету.
Параметр « Диафрагма » контролирует диафрагму объектива, регулирующую количество света, проходящего через объектив к плоскости фотопленки или сенсора камеры. Значение диафрагмы обозначается f-числом, которое, по сути, также представляет собой «стоп» света.
Выдержка указывает на скорость, с которой открывается и закрывается затвор камеры. Каждое значение выдержки, по аналогии с ISO и диафрагмой, представляет собой «стоп» света. Выдержка измеряется в долях секунды.
При объединении этих трех параметров, они дают значение экспозиции (EV) для заданных условий. Любое изменение в одном из трех параметров будет иметь ощутимое и вполне конкретное воздействие на то, как будут взаимодействовать два оставшихся параметра, и, как в итоге будет выглядеть изображение.
Например, при увеличении значения диафрагмы, вы уменьшите физические размеры отверстия в диафрагме объектива, тем самым уменьшив количество света, падающего на сенсор камеры, и, одновременно с этим, увеличив глубину резкости изображения.
Уменьшение выдержки влияет на захват движения, в том плане, что это может привести к размытости движущегося объекта. В свою очередь, увеличение времени выдержки увеличивает количество света, попадающего на сенсор камеры, что позволяет увеличить яркость изображения.
Увеличение ISO, позволяет снимать в условиях низкой освещенности, но, практически, всегда ведет к повышению на изображении уровня цифрового шума.
Невозможно изменить один из указанных выше параметров, не изменив влияния на изображение остальных, и, в итоге, не изменив EV.
Чувствительность ISO
Как вы уже узнали из предыдущей статьи, ISO, на самом деле, — аббревиатура, которая расшифровывается, как International Standards Organization (Международная организация по стандартизации).
Значение ISO, которое колеблется в районе от 25 до 3200 (и более), указывает на конкретную светочувствительность. Чем ниже значение ISO, тем меньше чувствительность сенсора, и следовательно, тем плавнее и чище изображение, поскольку уровень цифрового шума низок.
Так что же такое цифровой шум? Это любой световой сигнал, порождённый не объектом съёмки и, следовательно, создающий на изображении случайный цвет.
Конструкторы современных цифровых камер разработали сенсоры, позволяющие получать отличные изображения на самых низких значениях ISO. На большинстве цифровых камер минимальный порог чувствительности ISO составляет 100, хотя некоторые топовые и профессиональные камеры способны снимать с чувствительностью ISO 50 и даже ISO 25.
Диафрагма
Значение диафрагмы объектива указывает на физический размер отверстия в диафрагме, определяющий количество света, проходящего через объектив. При широкой диафрагме, например, f/2 через объектив даже за долю секунды проходит огромное количество света, в то время, как при значении f/22 даже при более длинной выдержке объектив пропустит небольшое количество света.
Примечательно, что диафрагма и f-число не зависят от фокусного расстояния объектива, при условии, что диафрагменное число остается неизменным. То есть при одном и том же значении диафрагмы и выдержки через 35-мм объектив пройдет столько же света, сколько и через 100-мм. Размеры диафрагмы в этих объективах, безусловно, различны, но количества света, проходящего за один и тот же промежуток времени – одинаково.
Выдержка
Выдержка, как мы упоминали выше, измеряется в долях секунды, и указывает, насколько быстро открывается и закрывается затвор камеры. Выдержка определяет как долго на сенсор камеры или пленку будет падать свет, проходящий сквозь объектив.
Выдержка помогает запечатлеть окружающий мир всего за долю секунды, но она, также может достигать значений в 3-4 секунды или, вообще, длиться до тех пор, пока фотограф не решит опустить затвор.
Регулировка выдержки также позволяет вам контролировать то, как будет запечатлен движущийся объект. Если скорость открытия/закрытия затвора выше скорости движения объекта или фона, то вы получите резкое изображение, а если ниже – размытое.
Например, при выдержке в 1/30 с капли дождя на фотографии образуют сплошные светлые полосы, но уменьшив выдержку до 1/250 с, вы сможете запечатлеть зависшие в воздухе капли воды.
Что такое «Автоматическая экспозиционная вилка»?
Автоматическая экспозиционная вилка (или брекетинг экспозиции) – это техника, гарантирующая вам получение оптимальной экспозиции, представляющая собой последовательную съемку, например, трех кадров одной и той же сцены: первый – с установленным значением EV, второй – с уменьшением EV на 1/3 стопа, третий – с увеличением EV на 1/3 стопа.
«Автоматическая вилка» (брекетинг экспозиции) представляет собой функцию, в которой вы устанавливаете значение EV, нажимаете на кнопку спуска затвора, а камера снимает несколько кадров, автоматически внося корректировки, увеличивая и уменьшая ЕV. В результате у вас получается несколько снимков, из которых вы сможете выбрать наиболее удачный.
Техника экспозиционной вилки стала популярной в период пленочной фотографии, поскольку возможности коррекции фотографии в темной комнате были ограничены. Эта техника не утратила актуальности и сегодня, и многие фотографы используют ее для получения именно того результата, который им необходим.
Наличие нескольких изображений с различными значениями EV значительно снижает затраты времени на пост-обработку фотографий.
Передержка и недодержка
Как вы можете определить передержку или недодержку, если мы сказали, что корректировка экспозиции – абсолютно субъективна? Элементарно, Ватсон! О передержке можно говорить, когда информация в области светов становится нечитаемой и восстановить ее при помощи, например, Лайтрума не представляется возможным. С недодержкой все аналогично с той лишь разницей, что при ней информация теряется в области теней.
В цифровой фотографии, потеря информации о какой-то части изображения означает ее потерю без возможности восстановления. В этом недостаток цифровой фотографии перед пленкой. Последняя позволяет восстановить (хотя бы частично) информацию как в недоэкспонированных, так и в переэкспонированных кадрах.
Заключение
Одним из весьма ценных преимуществ цифровой камеры является возможность экспериментировать с настройками камеры, не тратясь на дорогостоящую фотопленку.
Так что для освоения всех элементов треугольника экспозиции, вам достаточно изменять настройки, что называется, на лету, и смотреть какой эффект эти изменения оказывают на результат вашей съемки.
В качестве бонуса предлагаем вам оригинальный ролик об экспозиции в фотографии:
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Что такое экспозиция в фотографии- правила подбора экспозиции
Существует большое количество специальных фотографических терминов. Среди опытных фотографов можно услышать фразу, что снимок неправильно экспонирован. Некоторые начинающие фотографы не совсем правильно понимают, что такое экспозиция в фотографиях и как добиться хорошего результата при разных параметрах съёмки. Статья может оказаться полезной для тех, кто начинает свой путь в фотографии.
Что такое экспозиции в фотографии
Экспозицией в технике фотосъёмки считается количество освещения, попадающее на светочувствительный элемент фотокамеры за определённый промежуток времени. За это количество отвечают настройки фотоаппарата. Основная цель правильной экспозиции в фотографии это передача фотографического изображения предмета таким, каким его видит глаз человека или в максимальном приближении к этому. Изменяя величину экспозиции можно получить более тёмный или более светлый снимок.
Если исключить дополнительные факторы, которые могут влиять на изображение, то экспозицию можно охарактеризовать как яркость. Чувствительные фотоэлементы и алгоритмы работы процессора фотоаппарата автоматизируют процесс вычисления экспозиции. Вместе с тем каждый фотолюбитель и, тем более, профессиональный фотограф должны уметь самостоятельно определять и устанавливать это важный параметр.
Факторы, влияющие на экспозицию в фотографии
Изменять количество внешнего освещения, попадающего на полупроводниковую матрицу фотоаппарата можно настройкой следующих параметров:
Выдержка обозначает время, когда затвор фотоаппарата находится в открытом состоянии и свет воздействует на матрицу. Этот параметр может быть целочисленным или дробным. Во всех моделях фотокамер используется стандартизированный числовой ряд. Ряд начинается с нескольких секунд и заканчивается её тысячными долями. Минимальный интервал срабатывания затвора у фотоаппаратов составляет 1/8000 секунды. У более простых фотокамер оно может быть меньше.
Диафрагма (апертура) изменяет количество света, регистрирующееся матрицей фотоаппарата. Для этой цели объектив оборудован техническим устройством, которое может плавно изменять относительное отверстие. При установке диафрагмы в положение соответствующее минимальным цифрам, объектив открыт полностью. В зависимости от типа объектива это могут быть значения f/1.4, f/2.0, f/2.8. При диафрагме f/16, f/22 или f/32 свет на матрицу попадет через маленькое отверстие в центре объектива, что уменьшает количество света. Экспозиция в фотографии, прежде всего, определяется этими двумя параметрами, которые образуют экспозиционную пару.
Кроме этих величин, при фотосьёмке используется третий фактор, который влияет на экспозицию. Это чувствительность матрицы фотоаппарата или установленного фотоматериала. Установка высокого уровня чувствительности допускает нормальную съёмку в сложных условиях. Это негативно влияет на качество снимка, так как с увеличением чувствительности возрастает цифровой шум по всему полю кадра. Снимок как бы покрывается цветными точками, количество которых возрастает с увеличением чувствительности.
На корпусе камеры имеются регуляторы, которые, в ручном режиме, позволяют изменять числовые значения всех трёх величин. При выборе экспозиции в ручном режиме фотоаппарата, фотограф устанавливает все параметры самостоятельно, так как автоматика отключена. В полуавтоматических режимах фотоаппарата достаточно установить один из них, автоматика сделает всё остальное.
Как правильный подобрать экспозицию в фотоаппарате
Все три параметра влияющие на экспозицию, взаимосвязаны, поэтому в процессе съёмки их нельзя рассматривать по-отдельности. В фотографии принято рассматривать идеальную экспозицию как треугольник с равными сторонами. При изменении любого из трёх параметров симметрия нарушается и для её восстановления нужно изменить либо один из оставшихся параметров либо оба сразу.
Правильная экспозиция в фотографии отличается следующими характеристиками:
На фотографии можно рассмотреть мельчайшие детали изображения, как в самых светлых участках, так и в тенях. Правильно выполненная фотография не нуждается в коррекции яркости с помощью фоторедактора. Если значения главных параметров фотоаппарата допустимо менять, сообразуясь с условиями съёмки, то чувствительность лучше всего оставить минимальной. Опытные фотографы стараются использовать увеличение чувствительности в самом крайнем случае. Чаще всего это делается в тех случаях, когда основных параметров экспозиции не достаточно для съёмки в сложных условиях.
В фотоаппаратах присутствует электронный экспозиметр. На дисплее высвечивается шкала с нулём в центре и с метками (+) и (-) слева и справа. Если экспозиция на фотоаппарате установлена правильно, то стрелка индикатора стоит на нуле. Если она находится в одном из боковых секторов, нужно изменяя основные параметры установить её на ноль. Если выдержки и диафрагмы для этого недостаточно, то приходится изменять чувствительность.
Примеры различных экспозиции в фотографиях
Безошибочный выбор правильной экспозиции приходит с опытом, когда фотолюбитель много работает в ручном режиме. Для правильного понимания экспозиции в фотографии нужно знать, что одно и то же качество снимка можно получить при разных значениях параметров фотоаппарата. Для того чтобы это было более понятно в фотографии используется термин экспозиционное число. Одному числу могут соответствовать разные значения скорости затвора и диаметра эффективного отверстия объектива. Это наглядно видно на специальных таблицах. Например, экспозиционное число будет одинаковым при следующих значениях:
Теоретически качество фотографии должно быть одинаковым при любой совокупности данных величин, на самом деле многое зависит от характера съёмки. При фотографировании движущегося предмета лучше выбрать экспозицию (1). На перемещающихся предметах не будет заметен эффект смазывания. Экспозиция (2) подойдёт для портретной съёмки, когда удалённые предметы являются второстепенными. При фотографировании пейзажа следует уменьшать отверстие объектива фотоаппарата, устанавливая большие числовые значения апертуры. Значения f/16 или f/22 в сочетании с правильно выбранным интервалом срабатывания затвора позволят получить на фотографии идеально проработанную перспективу объектов.
Несмотря на то, что правильная экспозиция в фотографиях зависит от двух параметров фотоаппарата, опытные фотографы более важной считают диафрагму, поэтому сначала устанавливается именно она. Затем, в зависимости от апертуры и характеристики снимаемого объекта, подбирается выдержка. В случае необходимости производится коррекция параметров на основании показаний экспозиметра и в последнюю очередь применяется изменение чувствительности в сторону увеличения. Изначально применяется минимальная чувствительность, позволяющая обеспечить качественный снимок при минимальном количестве шумов.