Что включает в себя рынок информационных ресурсов и услуг
Тема 2. Мировые информационные ресурсы
Цель: ознакомиться с классификацией мировых информационных ресурсов, структурой информационного рынка мировых ресурсов и источниками различного вида информации.
Оглавление
Классификация мировых информационных ресурсов
Основные источники информационных ресурсов представлены в сети Интернет. Подавляющее количество ресурсов доступно по диалоговому доступу.
Мировые информационные ресурсы классифицируются по различным признакам.
Наиболее ценный тип информации, непосредственно относящейся к конкретной предметной области: техническая, технологическая, маркетинговая и тому подобное.
Редко присутствует в Сети в «чистом виде».
Как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов.
Источники вторичной информации – ресурсы, содержащие:
См. подробнее в презентации
Структура информационного рынка
Рынок информационных ресурсов можно представить следующей структурой (см. рис.1):
Рис. 1. Компоненты рынка информационных ресурсов
Рынок электронной информации представляется следующими секторами:
См. подробнее в презентации
К деловой информации относится биржевая и финансовая информация, например о курсах валют, котировках ценных бумаг, учетных ставках, рынках и пр; экономическая и статистическая информация; коммерческая информация (о предприятиях, фирмах и их продукции, руководителях).
Деловая информация должна оперативно изменяться. Доступ к такой информации влияет на принятие решений и на доходы предприятий. Изменение такой информации происходит ежечасно.
Юридическая информация – это тексты законов, постановлений, нормативы, имеющие международное значение, государственное и местное.
К сектору научно-технической информации относится справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.), а также профессиональная информация и т. д.;
Рынок электронных сделок, представляет собой секторы электронных операций:
Рынок систем сетевых коммуникаций включает:
Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции:
Программы с открытым кодом (с вободное ПО) – это программы, лицензия на использование которых требует, чтобы они (вплоть до исходного текста) находились в открытом доступе, а их исходный текст мог подвергаться изменениям и свободно распространяться. Разрабатываются международным сообществом программистов.
Программы с открытым исходным кодом распространяются по лицензиям. Как правило, это лицензии GNU GPL (General Public License) и GNU LGPL (Lesser General Public License), MPL (Mozilla Public License).
Коммерческие программные продукты – программы с закрытым кодом.
См. подробнее в хрестоматии
См. подробнее в хрестоматии
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Они выполняют соответствующие функции на рынке электронной информации:
Особенности спроса информации
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:
В зависимости от вида информации к ней предъявляются различные требования. Деловая информация влияет на принятие решений и должна быть оперативной. Биржевая и финансовая информация, например, курсы валют, котировки ценных бумаг, учетные ставки и пр. меняется очень быстро, поэтому ее нужно своевременно обновлять, иначе в ней не будет смысла. Такое обновление должно происходить ежечасно, а, возможно и чаще.
Статистическая информация должна меняться в течение некоторого периода времени.
Юридическая информация – это тексты законов, постановлений, нормативы, имеющие международное значение, государственное и местное. Она должна поступать из надежных источников, быть достоверной и полной. Обновляться она должна по мере поступления вновь изданных законов, постановлений, добавлений, положений, распоряжений, приказов и пр.
К сектору научно-технической информации относится справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.), а также профессиональная информация и т. д. Как правило такая информация меняется медленно, по мере накопления теории и практики в научных направлениях.
Основные источники информационных ресурсов
Информацию по разным секторам информационного рынка можно получить из разных источников. Важными источниками информации являются универсальные источники, которые содержат данные по разным секторам рынка, а также информацию об информации. Это:
Информрегистр
Информация представляется в формализованном виде или в текстовом. Она организуется в базы данных. Базы данных регистрируются специальными органами в соответствии с законодательством.
В Российской федерации таким органом является «ИнформРегистр». Центр оказывает методическую помощь в подготовке сведений о создаваемых и эксплуатируемых базах и банках данных для их государственного учета и регистрации, публикует сведения о зарегистрированных базах и учтенных банках данных, оказывает информационные услуги на основе базы метаданных и Государственного регистра баз данных.
Библиотечная сеть РФ
Важнейшими источниками информации являются мировые и российские библиотеки.
Библиотечная сеть включает следующие системы:
Крупнейшие публичные библиотеки национального значения:
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.
Архивный фонд
Архивный фонд (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения.
Архивы предназначены для хранения государственных и муниципальных архивов, государственных музеев и библиотек, учреждений системы РАН.
Архивные документы временно могут храниться министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и предприятиями, отнесенными к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
Государственная система статистики
Государственная система статистики (Госкомстат России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, управляющий системой государственной статистики РФ, а также органы в республиках и пр. Его задачи:
Основными задачами Госкомстата России являются:
Госкомстат ежегодно выпускает периодические издания:
Источники деловой информации
Биржевая и финансовая информация, предоставляется пользователям биржами, банками, специальными службами биржевой и финансовой информации. Они поставляют информацию о:
См. подробнее в хрестоматии
Специальные агентства занимаются поставкой экономической и статистической информации такой как:
Коммерческая информация – информация по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях, также информация коммерческих предложений (о купле/продаже по определенным товарным группам) собирается в базы данных.
Деловые новости в области экономики и бизнеса поступают от бирж, предприятий, специальных служб. Они предоставляют свежую, но «сырую», первичную и оперативную информацию. Источником информации являются государственные органы управления, такие как Центральный банк РФ и Министерство финансов.
Существуют комплексные базы данных, охватывающие одновременно биржевую и финансовую, и также экономическую и коммерческую информацию. Они ориентированы на инвесторов, руководителей предприятий.
Источниками деловой информации являются информационные и консультационные агентства, федерации. Например, Агенство экономических новостей, Международное агенство финансовой информации (МАФИ), «РосБизнесКонсалтинг», Экономическое информационное агенство «Рейтинг», Федерация фондовых бирж России(ФФБР), Агенство коммерческих новостей «Коминфо».
Деловые новости поступают из таких источников как издательские дома, информационные службы. Например, газеты «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», издательский дом «КоммерсантЪ».
Источники юридической информации
Источниками системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти являются Справочно- правовые системы. К ним относятся (государственная система «Система», коммерческие системы: КонсультантПлюс, Кодекс, Гарант и др.).
Информация для специалистов
Информационными источниками для всех перечисленных видов информации являются всемирно-известные информационные агентства, которые агрегируют базы данных различной тематики. Ниже приводится справка о некоторых из них.
Dun and Bradstreet, появившееся 150 лет назад. Оно предоставляет пользователям информацию о финансовом состоянии и кредитоспособности компаний; справочники-рейтинги долговых обязательств; международные программы подготовки специалистов в области финансов, маркетинга, информационного обеспечения и др. Агенство предоставляет бизнес-справки, кредитно-аналитические справки, платежно-аналитические справки.
LEXIS — NEXIS – крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система. Создана для удовлетворения спроса на юридическую информацию. В настоящее время агрегирует базы данных различных направлений.
Questel — Orbit – система содержит 267 баз данных на различную тематику. Тематика баз представляет интерес для экономистов. Это бизнес, новости, торговые марки, патенты. Группа Патенты содержит международную информацию по патентам (по отраслям, по отдельным странам).
Массовая, потребительская информация
Этот вид информационных ресурсов представляет интерес для широкого круга людей. Это
Всю эту информацию пользователь получает из тематических каталогов, энциклопедий, с сайтов авиакомпаний, Интернет-магазинов и пр.
ТЕМА 1.4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Оглавление
1.4.1. Представление об информационном обществе
О роли и значении информационных революций
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина 16 века) связана с изобретением книгопечатания, которая радикально изменила общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец 19-го века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е годы 20-го столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуется следующими фундаментальными инновациями:
Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.
Справка о смене поколений ЭВМ
5-е поколение (с середины 80-х г.) разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных информационных технологий.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации, и получившего название информационного общества.
Что такое информационное общество
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сфере. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более “информационно емким”, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце 20-го века постепенно приобретают зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрии переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
Характерные черты информационного общества :
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политикой является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.
1.4.2. Роль информатизации в развитии общества
Что такое процесс информатизации общества
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас не под силу человеческим возможностям без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине ХХ века. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полном объеме. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образованию больших потоков информации способствует быстрому:
Рассмотрим этот процесс более подробно.
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация» общества. При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленному на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, чем компьютеризация, и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии информатизации общества акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.
Опыт информатизации и перспективные идеи
Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США и ее спаду. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:
Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, т.к. производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для ее развития в целом. Руководители некоторых стран “третьего мира” с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Надо заметить, что это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес может представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.
Основные идеи японского проекта информатизации
В настоящее время Япония находится на второй стадии компьютеризации.
Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует порядка 100 млрд.долл. капиталовложений.
Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-ого поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн.долл. программа, в которой будет вестись разработка новых типов компьютеров:
В любой стране, независимо от уровня ее развития, понимают, в той или иной мере, неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако, при создании и внедрении таких программ, следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.
Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
О роли средств массовой информации
Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации: газеты, журналы. кино, телевидение, радио. Поставленные современным научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психику и психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, созданием необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.
Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивают своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, т.к. порой разрушают веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.
1.4.3. Роль информационной культуры в развитии общества
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».
Для свободной ориентации в информационном потоке, человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности: кибернетику, информатику, теорию информации, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять в своей деятельности, как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить обучению компьютерным информационным технологиям, являющихся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем, качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации должно быть особое внимание уделено информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, использование информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставит перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, но для наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, этот процесс уже получил развитие и накоплен определенный опыт, который целесообразно учесть.
1.4.4. Информационные ресурсы
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставшими уже классическими экономическими категориями:
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который хотя всегда существовал, но никто специально о нем не говорил, и, тем более, не вводил никаких определений и не рассматривал ни как экономическую, ни как иную категорию.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие информационные ресурсы, толкование и обсуждение которого началось с того момента, когда начали говорить о начале перехода к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения, и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
С принятием Федерального закона “ Об информации, информатизации и защите информации” большая часть неопределенности была снята. Опираясь на принятый закон и руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а, скорее прагматический позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более, нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали. создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирование потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
1.4.5. Информационные услуги и продукты
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт с помощью услуг.
В узком смысле информационная услуга часто понимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это намного шире.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
Базы данных являются источником и, своего рода, полуфабрикатом, при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг и представлена на рис.1.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции:
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
Дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных организуется в компьютерной сети в диалогом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако, за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать:
Подготовка и оказание информационных услуг :
Рис. 1. Основные виды информационных услуг
1.4.6. Рынок информационных услуг и продуктов
Что такое рынок информационных услуг и продуктов
Как и в случае традиционных видов ресурсов и продуктов люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят; кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных услуг и продуктов.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных услуг могут быть:
Потребителями информационных услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
История развития рынка информационных услуг
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя баз данных.
Начиная с 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Структура рынка информационных услуг и продуктов
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и др. организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных услуг и продуктов, важнейшими составляющими которого являются:
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ [1, 2, 7-12, 14], относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе [19] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами (рис.2):
В этой инфраструктуре, как отмечено в работе [2] отсутствует три основных аспекта, характерных для информационного общества:
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в [14], который был взят за основу и представлен в виде схемы на рис.2
Выделим 5 секторов рынка информационных услуг и продуктов.
1-й сектор “Деловая информация”, который состоит из следующих частей:
2-й сектор “Информация для специалистов”, который состоит из следующих частей:
3-й сектор “Потребительская информация”, который состоит из следующих частей:
4-й сектор “Услуги образования”, который включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне-профессиональное, высшее, повышения квалификации и переподготовки. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и прочее.
5-й сектор “Обеспечивающие информационные средства”, который состоит из следующих частей:
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
В работе [2] приведены функции информационного бизнеса:
Рис. 2. Секторы информационного рынка
1.4.7. Правовое регулирование на информационном рынке
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация фиксируется в мозгу человека, а затем она отчуждается на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие виды, предназначенные для хранения. Как следствие, информация может быть тиражируема путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к другому (субъекту-пользователю), влечет за собой утрату права собственности у субъекта- владельца информации.
Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что изданные книги и другие продукты интеллектуальной деятельности человека без всякого на то согласия авторов и издательств многократно размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.
Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например, машины, дома, мебели и пр. материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: право распоряжения, право владения, право пользования.
Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации может определять, кому эта информация может быть предоставлена.
Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде, никто кроме него не может ее изменять.
Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой, соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) – судебная власть (суд) – исполнительная власть (наказание). Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты от разглашения, утечки, несанкционированного доступа, обработки, в частности копирования, модификации, уничтожения.
В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Так в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Цивилизованному отношению производителей и потребителей информационных продуктов должен способствовать и фактор информированности. Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информацию. Так, например, сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в справочнике “Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций”.
Закон Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового регулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанные с искажением, порчей, уничтожением “персональной” информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.
Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правого регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:
Выводы
В данной теме освещены основные вопросы социальной информатики. Показаны различные точки зрения на будущее информационное общество. Рассмотрено влияние процесса информатизации общества: почему он возник, с какой целью он протекает, что необходимо для его осуществления. Обращено внимание на необходимость приобретения каждым специалистом информационной культуры, как составляющей общей культуры.
Разъясняется понятие информационного потенциала общества. Рассмотрены и объяснены понятия информационных ресурсов, услуг и продуктов. Приведена классификация информационных услуг. Рассказывается о рынке информационных продуктов и услуг, о его инфраструктуре. Затрагивается вопрос о необходимости правового регулирования на рынке информационных продуктов и услуг.