Что включает в себя понятность речи

Понятность речи

Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

По мнению исследователей, понятность речи определяется, прежде всего, отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, ученые-лингвисты делят на две большие группы

· лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.)

· лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы— слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновид Что включает в себя понятность речи. image002. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-image002. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка image002. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».ности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник; стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика— слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить —«сильно бить, колотить» (в калужском говоре). Иногда диалектные слова совпадают по звучанию со словами литературного языка, но употребляются с другим значением. Во многих говорах, к примеру, слово погода означает не любое состояние атмосферы, как в литературном языке, а определенную погоду: в Орловской, Курской и других областях — ясный, солнечный день; в Костромской/Ярославской, Тамбовской.и других областях — дождь или снегопад.

Термины— это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Термины довольно часто встречаются в речи людей разных специальностей: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их,

Лексика ограниченной, сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы: Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств. Но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае.

Понятность, ясность речи зависит и от правильного употребления в ней иностранных слов.Нередко возникает вопрос, можно ли использовать иностранные слова или лучше обойтись без них. Следует иметь в виду, что заимствование— это нормальное, естественное явление для любого языка. Так, в английском языке иностранные слова составляют более половины, немало их в немецком, французском и других языках. Заимствованные слова в языке появляются вследствие общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними.

Рассмотрим, какие ошибки встречаются в речи при употреблении иностранных слов. Неправильное использование иноязычных слов чаще всего связано с незнанием точного их смысла. Например: «Его представили этаким полиглотом: он ифизик, и математик, и поэт». Известно, что полиглот — это человек, владеющий многими языками. Поэтому употребление слова полиглот в данном случае неуместно.

Употребляя иностранные слова, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. Поэтому важно уметь ввести иностранные слова в свою речь. Необходимо давать соответствующие пояснения значений использованных слов.

Эвфеми́зм (греч.— «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений («в интересном положении» вместо «беременная», «клозет» или «санузел» вместо «туалет» и т. п.).

Эвфемизмы используются в речевых или печатных текстах для замены слов, признанных грубыми или «непристойными», например, бранно-ругательных и матерных слов. Иногда в качестве эвфемизмов используются «нелитературные» слова с меньшей отрицательной «нагрузкой», чем брань и мат — просторечные, жаргонные, авторские. Использование эвфемизмов значительно смягчает негативную «нагрузку» на текст бранных или матерных слов, хотя в большинстве случаев по эвфемизму либо по смыслу текста можно установить, какое слово он заменяет.

Что включает в себя понятность речи. edugr4. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-edugr4. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка edugr4. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Цели эвфемизации речи.

1. Основная цель, которая преследуется говорящим при использовании эвфемизмов, – стремление избегать коммуникативных конфликтов, не создавать у собеседника ощущение коммуникативного дискомфорта. В эвфемизмах, преследующих эту цель, в более «мягкой» по сравнению с иными способами номинации форме называется объект, действие, свойство. Ср., например, употребляющиеся в качестве своеобразных терминов слова слабослышащий (вместо глухой), незрячий (вместо слепой), а также слова неправда (вместо ложь или враньё), полный (вместо толстый, о человеке), нетрезвый (вместо пьяный), неспокойный (о том, кто любит устраивать скандалы), приболеть (Да, что-то он приболел – температура под сорок) и т.п.

2. Вуалирование, камуфляж существа дела – еще одна цель, с которой создаются и употребляются эвфемизмы. Это особенно характерно для языка тоталитарного общества, каковым была Россия до конца 1980-х годов. Компетентные органы, учреждение (вместо тюрьма), доброжелатель (вместо стукач), многочисленные образования с первой частью спец- (спецконтингент, спецпереселенцы, спецотдел, спецполиклиника, спецхран, спецраспределитель и под.), словосочетания типа для служебного пользования (о секретных документах), организационный вопрос (рассмотрев который, тот или иной партийный или советский орган выводил кого-либо из своего состава, тем самым наказывая провинившегося чиновника), упорядочивание или регулирование цен (что на самом деле означает их повышение), товары повышенного спроса (т.е. те, которые трудно или невозможно купить), непопулярные меры (например, увеличение налогов) и т.п. – все это примеры эвфемистических выражений, вуалирующих, скрывающих неприятную для адресата суть понятий и действий. Особый разряд среди этого типа эвфемизмов составляют те, которые обозначают военные действия государства, а истинный смысл этих действий скрывается от общественности: воины-интернационалисты (о советских солдатах в Афганистане в 1980–1989), дружеская помощь братскому афганскому народу, ограниченный контингент войск на территории того же Афганистана, весьма употребительные во время карабахских событий и войн в Чечне словосочетания: (в таком-то районе) сохраняется напряженность (и при этом есть убитые и раненые), пойти на крайние меры, военная операция по разоружению бандитов, дать адекватный ответ на акции террористов и т.п.

3. Эвфемизмы могут употребляться с целью скрыть от окружающих то, что говорящий хочет сообщить только конкретному адресату. Разумеется, такого рода «зашифрованность» сообщения относительна, и очень скоро она становится мнимой, в особенности если подобные сообщения содержатся не в частной переписке, а публикуются и тем самым делаются доступными для интерпретации каждому читающему и слушающему. Это характерно, например, для газетных объявлений, касающихся обмена жилой площади («Меняю трехкомнатную квартиру на четырехкомнатную по солидной договоренности), поиска сексуальных партнеров («Молодая женщина окажет внимание состоятельному мужчине»); найма на работу («На высокооплачиваемую работу приглашаются девушки без комплексов», «Предприятию требуются водители и экспедиторы. Лиц с вредными привычками просим не обращаться»; под лицами с вредными привычками имеются в виду любители спиртного) и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятность речи

Что включает в себя понятность речи. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Что включает в себя понятность речи. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Что включает в себя понятность речи. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Что включает в себя понятность речи. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Что включает в себя понятность речи. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Что включает в себя понятность речи. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъ­являемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффек­тивностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

По мнению исследователей, понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.

Огромный словарный запас русского языка с точки зре­ния, сферы употребления ученые-лингвисты делят на две большие группы — лексику неограниченного употребле­ния (общеупотребительные слова, понятные всем носите­лям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т.п.), и лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфе­ре — профессиональной, территориальной, социальной, по­этому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргониз­мы, термины).

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы — слова и выражения, используе­мые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, воен­ные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относят­ся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них ха­рактерна большая детализация в обозначении специальных по­нятий, орудий труда, производственных процессов, материа­ла. Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шер­хебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунту­бель, калёвка, зензубель.

Диалектная лексика— слова, ограниченные в террито­риальном отношении, понятные лишь жителям данной мест­ности, хутора, деревни, станицы, села. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре). Иногда диалектные сло­ва совпадают по звучанию со словами литературного языка, но употребляются с другим значением. Во многих говорах, к примеру, слово «погода» означает не любое состояние атмо­сферы, как в литературном языке, а определенную погоду: в Орловской, Курской и других областях — ясный, солнечный день; в Костромской, Ярославской, Тамбовской и других об­ластях — дождь или снегопад.

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие како­му-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово «жаргон» обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Возникно­вение жаргонов связано со стремлением людей противопоста­вить себя обществу или другим социальным группам, отгоро­диться от них, используя средства языка. Например: черпак, сынок (молодой солдат), черепа, шнурки (родители); бунде­сы, фромы, фронсы (иностранцы) и др.

Термины — это слова, которые являются точным обозна­чением определенного понятия какой-либо специальной облас­ти науки, техники, искусства, общественной жизни и т.д. Тер­мины довольно часто встречаются в речи людей разных спе­циальностей: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда уме­ло используют их.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдум­чивого с ней обращения. Не обязательно полностью исклю­чать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопро­фессиональной среде, то можно свободно использовать в ре­чи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специаль­ной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необ­щеупотребительное слово.

Понятность речи зависит от правильного использования в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, про­фессионализмов.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как правило, не­допустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут бытъ введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств. Но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае. Понятность, ясность речи зависит и отправильного упот­ребления в ней иностранных слов. Нередко возникает во­прос, можно ли использовать иностранные слова или лучше обойтись без них. Следует иметь в виду, что заимствование — это нормальное, естественное явление для любого языка. Так, в английском языке иностранных слов более половины, не­мало их в немецком, французском и других языках. Заимст­вованные слова в языке появляются вследствие общения од­них народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Заимствования по сте­пени их проникновения в словарный состав русского языка можно, разделить на три группы.

Что включает в себя понятность речи. 640 1. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-640 1. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка 640 1. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Первую их них составляют иностранные слова, прочно во­шедшие в русский язык. Они заимствованы давно, усвоены всем народом и не воспринимаются как иноязычные: Эти сло­ва — единственные наименования жизненно важных понятий: кровать, сахар, фабрика, класс, карандаш и др.

Вторую группу составляют слова, широко распространен­ные в русском языке и также являющиеся единственными на­именованиями обозначаемых понятий, но осознающиеся как иноязычные: тротуар, сервиз, радио, троллейбус, лайнер и др.

В третью группу входит иноязычная лексика, которая не получила широкого распространения. К ней относятся и сло­ва, имеющие русские параллели, но отличающиеся от них объемом, оттенком значения или сферой употребления (ре­визовать — проверить, контракт — договор, консерватив­ный — косный, константный — устойчивый).

Целесообразно избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением. Употребляя иностранные слова, надо быть уверенным, что они по­нятны слушателям. Поэтому важно умело ввести иностранное слово в свою речь. Необходимо давать соответствующие пояс­нения используемых иноязычных слов. Большую помощь в овладении словами ограниченной сферы употребления может оказать постоянная работа со слова­рями.

Источник

Ясность, понятность. Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов

Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению. Ясность очень важна для действенности речи.

Причины нарушения точности речи: незамечаемая говорящим синтаксическая омонимия, использование длинных однотипных грамматических конструкций, нарушение порядка слов в предложении, загромождение предложения обособленными оборотами и вставными конструкциями, речевая избыточность и недостаточность.

Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать контексты употребления многозначного слова.

При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы:

— сочетаемость с другими словами,

— грамматическую оформленность, особенность аффиксов.

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Наиболее типичными из них являются такие: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; плеоназмы и тавтология; смещение паронимов; ошибки в стилистической оценке слов; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; употребление слов-спутников, слов в универсальном значении и др.

Уместность речи обеспечивается верным пониманием ситуации и знанием стилистических особенностей слов и устойчивых оборотов речи.

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Чистота речи достигается на основе знания человеком стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков (значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа).

Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль.

Список использованной литературы

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс».1995г. — 576 с.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: «Высшая школа», 1990.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит». — 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990.

5. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. М., 1995.

6. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. Учеб. пособие для вузов. М..«Высшая школа», 1974.

Источник

Понятность речи

Понятность речи — это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важней­шее коммуникативное качество речи.

По мнению исследователей, понятность речи опреде­ляется прежде всего отбором речевых средств, использо­ванием слов, известных слушателям.

Огромный словарный запас русского языка, с точки зре­ния сферы употребления, ученые-лингвисты делят на две большие группы — лексику неограниченного употреб­ления (общеупотребительные слова, понятные всем носи­телям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченно­го употребления (слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной,территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жарго­низмы, термины).

Что же представляют собой слова ограниченной сфе­ры употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы — слова и выражения, использу­емые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, во­енные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновид- 77

ности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика — слова, ограниченные в терри­ториальном отношении, понятные лишь жителям данной ме­стности, хутора, деревни, станицы, села.

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической ли­тературе слово жаргон обычно употребляется для обозна­чения различных ответвлений общенародного языка, ко­торые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением людей противопоставить себя обществу или другим соци­альным группам, отгородиться от них, используя средства языка. Например: черпак, сынок (молодой солдат); чере­па, шнурки (родители); бундесы, фромы, фронсы (инос­транцы) и др.

Термины — это слова, которые являются точным обо­значением определенного понятия какой-либо специаль­ной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Термины довольно часто встречаются в речи людей разных специальностей: инженеров, врачей, эконо­мистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Одна­ко не все и не всегда умело используют их.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно исполь­зовать в речи принятые там специальные слова и профес­сионализмы. Но если нет уверенности, что все слушате­ли знакомы со специальной лексикой, терминами, то сле­дует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как пра­вило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств.

Понятность, ясность речи зависит и от правильного употребления в ней иностранных слов. Нередко возни­кает вопрос, можно ли использовать иностранные слова или лучше обойтись без них. Следует иметь в виду, что за­имствование — это нормальное, естественное явление для любого языка. Так, в английском языке иностранные сло­ва составляют более половины, немало их в немецком, французском и других языках. Заимствованные слова в языке появляются вследствие общения одних народов с дру­гими, в результате политических, экономических и куль­турных связей между ними. Заимствования по степени их проникновения в словарный состав русского языка мож­но разделить на три группы.

Первую их них составляют иностранные слова, проч­но вошедшие в русский язык. Они заимствованы давно, усвоены всем народом и не воспринимаются как иноязыч­ные. Эти слова— единственные наименования жизнен­но важных понятий: кровать, сахар, фабрика, класс, карандаш и др.

Вторую группу составляют слова, широко распростра­ненные в русском языке и также являющиеся единствен­ными наименованиями обозначаемых понятий, но осозна­ющиеся как иноязычные: тротуар, сервиз, радио, трол­лейбус, лайнер и др.

В третью группу входит иноязычная лексика, которая не получила широкого распространения. К ней относятся и сло­

ва, имеющие русские параллели, но отличающиеся от них объемом, оттенком значения или сферой употребления (ре­визовать — проверить, контракт — договор, консерва­тивный — косный, константный — устойчивый).

Целесообразно избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением. Упот­ребляя иностранные слов, надо быть уверенным, что они по­нятны слушателям. Поэтому важно умело ввести иностран­ное слово в свою речь. Необходимо давать соответствую­щие пояснения использованных иноязычных слов.

Большую помощь в овладении словами ограниченной сферы употребления может оказать постоянная работа со словарями.

Что включает в себя понятность речи. image002. Что включает в себя понятность речи фото. Что включает в себя понятность речи-image002. картинка Что включает в себя понятность речи. картинка image002. Понятность речи -— это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Это одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Писать или говорить непонятно, считал М. М. Сперанский, русский государственный деятель, автор книги «Правила высшего красноречия», «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем са­мым ответный отклик слушателей, читателей. Способству­ет этому такое качество речи, как выразительность.

Лингвистическое основание выразительности — нали­чие в языке изобразительных и выразительных средств, тра­диционно называемых тропами и фигурами. К языковым средствам выразительности также относятся пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой об­разностью) и оригинальные. Общеязыковые тропы широ­ко используются в речи: горячая пора — метафора, устал до смерти\ — гипербола, платят жалкие копейки —

литота, солнце село — олицетворение, съешь тарелоч­ку (предложение съесть тарелку супа) — метонимия. Однако не всякое переносное значение воспринимается как образное, например, метафоры со стершейся образно­стью: рукав реки, горлышко бутылки и т. п. При упот­реблении этих словосочетаний первое, основное значение слов рукав (часть одежды, покрывающая руку), горлыш­ко (передняя часть шеи. уменьш.-ласк.) не воспроизводится в сознании говорящего (слушающего). Они реализуют новые, уже ставшие общеязыковыми, значения «ответ­вление от главного русла реки», «верхняя суженная часть сосуда».

Тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира); наглядность (способствуют наглядному отражению кар­тины внешнего мира, внутреннего мира человека); способ­ствуют оригинальному отражению действительности (показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны); позволяют лучше понять внутреннее состоя­ние говорящего (пишущего); придают речи привлека­тельность.

Для того чтобы тропы выполняли указанные функции, улучшали качество речи, усиливая ее воздействующий эффект, необходимо учитывать ряд требований: 1) тропы не должны быть надуманными, неестественными (когда в основе тропа лежат признаки или понятия, не сочетаю­щиеся в жизни, природе); 2) при сравнении объектов не­обходимо сохранять «единство признака», нельзя перехо­дить с одного признака на другой; 3) признаки, по кото­рым осуществляется сравнение, должны быть существен­ными, характерными; 4) тропы должны отвечать законо­мерностям языка.

Тропы чаще встречаются в художественной и публици­стической речи, в меньшей степени они свойственны на­учной речи. В официально-деловой речи использование тропов недопустимо. В разговорной речи чаще использу­ются общеязыковые тропы; употребление оригинальных, авторских тропов зависит от индивидуальности говоряще­го, темы разговора, ситуации общения.

Фигуры речи — особые формы синтаксических конст­рукций, усиливающие воздействие речи на адресата. Спе­циалисты выделяют три группы фигур: 1. Фигуры, основан­ные на соотношении значений слов: антитеза (оборот, в котором резко противопоставляются значения слов: «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г. Державин), града­ция (расположение слов, при котором каждое последую­щее содержит возрастание или убывание значений: Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин), инверсия (распо­

ложение слов, нарушающее обычный порядок: Изумитель­ный наш народ (И. Эренбург), эллипсис (пропуск како­го-либо подразумеваемого члена: Мужики — за топоры (А. Толстой). 2. Фигуры, основанные на повторе одина­ковых элементов: анафора (повторение одинаковых слов в начале предложения), эпифора (повторение отдельных слов или оборотов в конце предложения), параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних пред­ложений), период (ритмомелодическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, тема получает свое разрешение, после чего сни­жается интонационное напряжение). 3. Фигуры, основан­ные на выражении риторической адресованности к чи­тателю или слушателю: обращение, вопрос, воскли­цание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *