Что включает в себя понятие образовательная среда

Образовательная среда

Полезное

Смотреть что такое «Образовательная среда» в других словарях:

Образовательная среда — совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся. Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ … Официальная терминология

образовательная среда — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN learning environment … Справочник технического переводчика

Образовательная среда — система усло­вий, влияющих на формирование личности, а также совокупность со­держащихся в социальном и пространственно предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности … Профессиональное образование. Словарь

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. Программно телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств. Доступ к В. о … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

информационно-образовательная среда — 3.1 информационно образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно коммуникационных технологий. Примечание Информационно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Адаптивная образовательная среда — социально педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой по возможности гибко… … Педагогический терминологический словарь

среда — [окружение] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? среды, чему? среде, (вижу) что? среду, чем? средой, о чём? о среде; мн. что? среды, (нет) чего? сред, чему? средам, (вижу) что? среды, чем? средами, о чём? о средах 1. Средой называется… … Толковый словарь Дмитриева

Среда воспитания — совокупность внешних по отношению к человеку факторов, посредством чего он воспитывается и развивается. Это то, среди чего пребывает человек – предметы, Вещи явления, отношения, события, факты, ситуации и т.д. и т.п. Среда формирует образ жизни… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Образовательная депривация — явление, возникающее в условиях, когда ограничиваются возможности обучающегося в удовлетворении его образовательных потребностей в самоуважении, самовыражении, самоутверждении в образовательной деятельности. Образовательная депривация… … Педагогический терминологический словарь

Источник

Статья по теме образовательная среда

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.

История возникновения и употребления термина «образовательная среда»

В этот период термин «среда» рассматривается как:

Микросреда – ближайшее непосредственное окружение человека.

Ж.Ж. Руссо одним из первых начал трактовать «среду» как поле для развития личности. По мнению учёного для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.

Януш Корчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Типы образовательной среды

Я. Корчак выделяет четыре ключевых типа «образовательной среды»:

Среда безмятежного потребления

Среда успеха и карьеры

Структурные компоненты образовательной среды

архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);

особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Компоненты образовательной среды, обеспечивающие творческое развитие личности

актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.

вариативность учебных программ; свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; разнообразие методических обучающих средств; акцент на диалогическое общение; учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; преобладающее позитивное настроение всех участников; участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда в начальной школе

Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Принципы комплексного подхода

 рациональность использования пространства;

 взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

 целесообразность озеленения интерьера.

Задачи, реализуемые предметно-развивающей средой

организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;

создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;

создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;

обеспечить охрану здоровья детей.

Зоны предметно-развивающей среды

Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.

Расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.

Уголок здорового образа жизни

-здоровый образ жизни;

-правила дорожного движения;

-основы безопасности жизнедеятельности.

Развитие общеучебных умений и навыков посредством кабинета

Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.

Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы. ».

Образовательная среда для детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию (ст. 2, п. 28).

Уровни специального образовательного стандарта

I уровень специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие, с локальными органическими поражениями опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы, дети с хроническими заболеваниями и некоторые другие).

II и III уровень специального образовательного стандарта предполагает работу с детьми, нарушения которых имеют большую степень тяжести, вследствие чего им требуется увеличение сроков обучения, значительная модификация содержания общеобразовательных программ, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют во всех видах и формах социальной и культурной жизни общеобразовательной организации (факультативы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы и др.).

Обеспечение физической доступности и информируемости

1. Городская инфраструктура, связанная с достижением места обучения (возможность пользования специально оборудованным городским транспортом, наличие парковки для инвалидов, выделение приспособленного к нуждам инвалидов школьного автобуса и сопровождающих-тьюторов).

2. Само здание образовательной организации и непосредственно прилегающие к нему территории, снабженные соответствующими информационными и охранительными средствами: маркировка тротуара (маршрут для обучающихся с нарушениями зрения и т.п., отсутствие бордюров, препятствий, ограждения потенциально опасных мест для незрячих (например, деревьев), дублирование лестницы пандусом.

ехническое и материальное оснащение

1. Обеспечение учебных помещений сетью мультимедийных средств с выходом в Интернет, а рабочих мест- электронными средствами обучения: индивидуальными компьютерами или ноутбуками, электронными книгами, обучающими и коррекционными программными материалами.

2. Расположение локальной компьютерной сетью, включающей ряд электронных средств, связывающих справочную (колл-центр) данной организации, кабинеты учителя, обучающихся, журналы учета успеваемости, контент по содержанию реализуемых образовательных программ, учебную библиотеку и видеотеку, систему дистанционного общения с участниками образовательного процесса.

3. Оформление специализированных индивидуальных рабочих мест для детей с ООП (в соответствии с характером нарушения развития- зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра).

4. Наличие технических средств фиксации содержания учебных занятий (видеомагнитофонов, диктофонов, копировальной техники), проекционных устройств и специализированных технических средств.

5. Собрание учебной литературы, изданной по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом), аудиоучебников по дисциплинам осваиваемой профессионально-образовательной программы; учебников и учебных пособий с уровневой подачей учебного материала. При создании в образовательной организации интегрированных классов, где учатся дети со значительными нарушениями и/или отклонениями в развитии (незрячие, глухие, с умственной отсталостью), библиотека должна содержать специализированные учебники и учебные пособия для детей каждой такой категории, а также соответствующие методические пособия и специализированную периодику.

6. Подбор игровых и дидактических материалов коррекционно-развивающего характера, которые успешно используются при реализации содержания коррекционных модулей АОП.

Характер набора работников и их квалификация определены в соответствующем разделе примерной АООП. Образовательная организация должна в достаточном количестве иметь в качестве штатных сотрудников: педагогов-дефектологов, специального психолога, логопеда, инструктора ЛФК, медицинскую сестру, массажиста, тьютора, учителя-ассистента, а также высококвалифицированных медицинский работников: врача-офтальмолога, врача-ЛОР, психиатра, педиатра общей практики. В случае выбора обучающимися с нарушенным слухом (или с нарушениями слуха и зрения) жестового языка как средства обучения, школа должна предоставить ему квалифицированного тьютора-сурдопереводчика или тьютора-тифлосурдопереводчика. Также образовательная организация предоставляет в обязательном порядке обучающимся с ОВЗ службу комплексного сопровождения.

Список использованной литературы:

1. Приказ №1578 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373».

2. Педагогика инклюзивного образования: учебник/ Т.Г.Богданова, А.М.Гусейнова, Н.М.Назарова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 335с.

Источник

«Образовательная среда школы и её компоненты»

Что включает в себя понятие образовательная среда. presentation bg. Что включает в себя понятие образовательная среда фото. Что включает в себя понятие образовательная среда-presentation bg. картинка Что включает в себя понятие образовательная среда. картинка presentation bg. Образовательная среда — совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся. Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ … Официальная терминология

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Образовательная среда школы и её компоненты» Шешенко Эдуард Викторович Учитель географии ГКОУ «Большемурашкинская школа-интернат для слабослышащих детей»

Условия создания благоприятной образовательной среды в учебном учреждении: 1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого. 2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала. 3.Применение личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности. 4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий. 5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения. 6.Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество. 7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной.

Функции образовательной среды Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ОЭР. Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды. Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.

Основные составляющие образовательной среды (атмосфера в школе и классе):

Источник

Образовательная среда и образовательное пространство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Различие понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство»

Образовательная среда – это совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых осуществляется учебная деятельность человека, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам определенной территориальной общности.

Образовательная среда создается таким образом, чтобы обеспечить условия для полноценного развития каждой личности, актуализировать ее потенциал. Для этого реализуется специальное предметно-пространственное построение среды, которое стимулирует развитие каждого ее участника.

Образовательное пространство – это совокупность объектов, тем или иным образом связанных с образованием и, обеспечивающих наполнение пространства важными и значимыми для образования качествами.

Как видно, данные понятия нельзя считать сходными, а тем более синонимичными. Они имеют качественные отличия. К ним относятся следующие аспекты:

При этом, следует отметить, что образовательное пространство рассматривается как одна из характеристик образовательной среды, а образовательная среда – в качестве характеристики образовательного пространства.

Готовые работы на аналогичную тему

Образовательное пространство выступает локальной характеристикой образовательной среды.

При этом, в настоящее время идет ориентация на построение единого образовательного пространства т.е. единой среды, в которой будет реализован образовательный процесс. Таким образом, данные понятия приобретают тождественный характер т.е. сливаются воедино и отражают формирование условий для полноценного развития личности. И это вполне закономерно. Ведь образовательное пространство является локальным отражением образовательной среды.

Компоненты образовательной среды

Образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

Рисунок 1. Три компонента образовательной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уровни построения единого образовательного пространства

Построение единого образовательного пространства включает в себя 6 функциональных уровней:

В структуру единого образовательного пространства входят разнообразные службы, ориентированные на сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями, службы реализации культурного развития учащихся, система стандартного образования и дополнительного образования.

В таком пространстве должны быть созданы условия для творческого развития и саморазвития каждого конкретного учащегося, раскрытие его потенциала и формирование у него универсальных учебных действий. Кроме того, в едином образовательном пространстве осуществляется профессиональное развитие педагога, формирование у него опыта деятельности и повышение квалификации.

Единое образовательное пространство опирается на принцип активности. Это означает, что каждому субъекту дается выбор видов и способов деятельности, в которые они включаются, посредством применения разнообразных приемов мотивации и в опоре на систему диалогового взаимодействия. Каждому учащемуся открываются возможности самореализации и самоутверждения, а совместная работа детей и взрослых строится на позитивных и гуманных началах.

Построение единого образовательного пространства регулируется федеральными стандартами – ФГОС, которые выдвигают определенные требования к его устройству и функционированию.

Источник

Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура. Проектирование и экспертиза образовательной среды

Что включает в себя понятие образовательная среда. 1502521555qpzv8. Что включает в себя понятие образовательная среда фото. Что включает в себя понятие образовательная среда-1502521555qpzv8. картинка Что включает в себя понятие образовательная среда. картинка 1502521555qpzv8. Образовательная среда — совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся. Источник: ПРИКАЗ Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ … Официальная терминология

Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура.

Проектирование и экспертиза образовательной среды.

В последние десятилетия образовательная среда (ОС) стала объектом многочисленных психологических и педагогических исследований в России и за рубежом.

Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Некоторые воздействия среды носят временный характер, другие средовые влияния могут быть постоянным.

Занимаясь психологией развития, Г. Крайг пришла к заключению, что средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков. ндерсона, К. Бэрона, Дж. Гриффитта, М. Харриеса и др. установили зависимость между такими показателями внешней среды, как температура, шум, теснота и загрязненный воздух и уровнем агрессии.

Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций; и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда».

В зарубежных исследованиях понятие «образовательная среда» часто заменяется рядом других: «дизайн обучения», «школьная атмосфера», «климат в классе», «культура школы».

По своей локализации ОС преимущественно рассматривается в рамках определенного образовательного учреждения: ОС вуза; ОС колледжа; ОС школы, ОС ДОУ, ОС учреждения дополнительного профессионального образования, ОС учреждения дополнительного детского образования.

ОС является сложносоставным объектом, имеет свою многокомпонентную структуру.

полагает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру:
1. Пространственно–семантический компонент (архитектурно–эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно–методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно–организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).

(Витольд Альбертович) в образовательной среде выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно–архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
2. Социальный (определяется особой формой детско–взрослой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).

Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

ОС в современных психолого-педагогических публикациях рассматривается:

· Как предмет проектирования и моделирования, сначала образовательная среда теоретически проектируется, а затем моделируется в соответствие с целями обучения, особенностями контингента детей и условиями школы.

· Как объект психолого-педагогической экспертизы и диагностики.

Остановимся на проблеме проектирования образовательной среды.

Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

предлагает схему (алгоритм) проектирования психодидактического компонента образовательной среды, в основе которой – ответы на базовые вопросы:

· «кого обучать (психологические особенности контингента учащихся);

· зачем обучать (цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом);

· чему обучать (содержание образования);

· как обучать (методы обучения и развития);

· кому обучать (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога)».

подчеркивается особая значимость проектирования психодидактического компонента ОС, состоящая в том, что именно данный компонент закладывает основы, задает стратегические ориентиры проектирования всей образовательной среды. В соответствии с ключевой психодидактической идеей выдвигаются те или иные требования к проектированию как социального, так и пространственно-предметного компонентов образовательной среды.

В настоящий момент в отечественной психолого-педагогической науке разработаны различные подходы к проектированию ОС. Представляет интерес векторный подход к анализу и проектированию ОС (см. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.)

Для оценки эффективности, развивающего потенциала ОС используется экспертиза образовательной среды.

Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях.

Экспертиза как метод предполагает ориентацию прежде всего на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования.

В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, путем методической нивелировки личности исследователя, то метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.

Как подчеркивает : «. от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от Фундаментальных и прикладных» (1996, с. 114).

Этапы экспертизы ОС

Первый этап экспертизы ОС это сбор так называемой фоновой первичной информации. В процессе психолого-педагогической экспертизы образовательной среды это могут быть как собственные впечатления от посещения образовательного учреждения, так и изучение разных документов — журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т. п.

1.Анализ формальных результатов: соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество выпускников; процент выпускников, поступивших в ВУЗы; квалификация педагогов и т. п.;

2.Материалы бесед с «включенными экспертами», то есть заинтересованными лицами:

Очень важные сведения могут быть получены в процессе специально организованных бесед за круглым столом. В такой обстановке может быть выявлен представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Такого рода информация составляет основу базовых гипотез, а впоследствии и фундаментальных экспертных оценок и предложений эксперта.

Проблема этического характера, которая возникает в процессе психолого-педагогической экспертизы заключается в степени конфиденциальности тех или иных сведений, полученных экспертами. Речь идет о распространении и использовании результатов исследования.

Общим принципом решения этой проблемы является так называемый принцип осведомленного согласия, который заключается в том, что эксперт «должен дать обследуемому исчерпывающую информацию по всем интересующим того вопросам о целях тестирования, будущем использовании результатов, мерах по недопущению несанкционированного доступа к данным и т. д. и убедить его на этой основе принять участие в исследовании. Если тестирование проводится какой-либо организацией (например, школой), соответствует целям деятельности и на него получено осведомленное согласие обследуемого, то дополнительного разрешения на использование полученных данных внутри организации не требуется. Но вот любые третьи лица (вне организации) могут получить доступ к данным исследования только при наличии отдельного специального согласия обследуемого.

· состав экспертной группы;

· полный перечень источников информации;

· общая характеристика образовательной среды;

Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды.

Возможные критерии для экспертизы компонентов ОС.

Предметно-пространственный компонент образовательной среды

Оформление пространственно-предметного компонента с учетом физических, психических и возрастных особенностей учащихся; культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей национальных культур); многоканальность воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств); наличие рекреационного пространства; наличие элементов предметно-пространственной среды, являющихся результатами работы самих субъектов образовательного процесса; эстетичность и аккуратность элементов художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства; информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды.

Психо-дидактический компонент образовательной среды

Оценка соответствия авторских и экспериментальных программ базовым позициям концепции данного образовательного учреждения и типу проектируемой образовательной среды посредством рефлексивной оценки психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и конкретных методов обучения, использованных для разработки данной программы. Для оценки эффективности образовательных программ: социально-педагогические показатели; квалификационные показатели; образовательные стандарты; использование психологических закономерностей и особенностей развития детей в качестве исходного основания для разработки и практической реализации авторских программ дополнительного образования; уровень развития способностей учащихся. Эффективность обучения и развития учащихся. Оценка готовности кадрового потенциала к работе в данных условиях и по соответствующим технологиям.

Социально-психологический компонент образовательной среды

Удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде, защищенность от психологического насилия в образовательной среде

2. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 196 с.

3. , Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.

4. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

5. Экспертиза школьной образовательной среды.– М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *