Что включает в себя понятие конституционный статус личности каково значение данной категории
Содержание категории «конституционный статус личности»
Положение личности в обществе определяется различными видами социальных норм (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности. Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.
Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.
В юридической литературе, посвященной теории правового статуса личности, обращается внимание на комплексный характер категории «правовой статус личности». Так, по мнению А. В. Малько, понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности1). Еще одной характерной чертой категории правовой статус личности является ее отождествление с институтом прав и свобод. К примеру, Е. А. Лукашева определяет правовой статус человека и гражданина через отражение его структуры, а именно, как систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых в конституциях и иных нормативно-юридических актах2).
Е. А. Лукашева поддерживает позицию Н. В. Витрука и В. А. Кучинского, которые еще ранее высказали суждение, что правовой статус личности и правовое положение личности не взаимозаменяемыми понятиями.
В. В. Лазарев определяет «правовой статус» как понятие включающее общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные нормами международного права и Конституции Российской Федерации4).
Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин, отождествляют правовой статус с правовым положением, как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяется личность как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Все приведенные определения в качестве ведущей идеи выносят то, что определяющим для правового статуса личности является наличие определенных прав, свобод и обязанностей, отражающих связи личности с обществом и государством.
Для нас важно то, что все элементы правового статуса личности образуют совокупность элементов, которые в своем неразрывном единстве одновременно характеризует и его структуру.
В литературе уже использовалось такое понятие как, «юридический состава статуса», которая как завершенное понятие характеризовала сочетание элементов правового статуса как единого целого.
Структура, исходя из смысла и содержания данного понятия, явление упорядоченное, т.е. представляющее в своей сути строго последовательную цепь правовых явлений в отличии от состава.
Различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус.
Общий правовой статус (конституционный) — это положение лишь как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех». Конституционное право устанавливает правовой статус личности комплексно во всех основных сферах жизни общества и государства
Специальный правовой статус — это правовое положение лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие), который позволяет осуществлять возложенные на них особые функции. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.
Индивидуальный статус — это состояние конкретного лица, отражающее совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения места жительства и т.д.).
Конституционное право регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым. И все иные статусы производны от него и дополняют его.
Конституционный статус личности как интегративная категория представляет собой сложный и многогранный конституционно-правовой институт, включающий в себя различные составляющие. Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Отправное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека невозможно без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.
Положения гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» ст. 64 Конституции РФ определяет как основы правового статуса личности. Данная категория отражает систему взаимоотношений государства и личности и включает следующие элементы:
1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как обладание гражданством данного государства является условием полной правосубъектности лица;
2) общие принципы правового статуса личности;
3) основные права и обязанности, которые составляют важнейший
институт конституционного права;
Что включает в себя понятие конституционный статус личности каково значение данной категории
Конституционный (конституционно-правовой) статус личности — это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:
1) конституционные права, свободы и обязанности — это ядро правового статуса личности;
2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;
3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.
Принципы конституционного положения личности позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений людей друг с другом, отдельного человека с обществом и государством.
Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством является одним из ключевых, так как определяет исходное начало в важнейшей сфере жизнедеятельности личности — ее взаимоотношениях с государством. Данный принцип проявляется в конституционном закреплении интересов человека в качестве цели государ-ства. Государство, создаваемое человеком, призвано служить ему. Направленностью на удовлетворение интересов личности характеризуется и положение о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Принцип сочетания личных и общественных интересов проистекает из известного философского постулата — жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Он выражается посредством провозглашения Конституцией:
— совместных обязанностей индивида и государства в экономической, социальной и политической областях, ограничения прав и свобод человека в целях общей пользы (например, изъятие частной собственности за соразмерное вознаграждение и на основании закона в интересах общества);
— совместных ценностей человека, общества и государства (жизни и здоровья человека, благоприятной окружающей среды).
Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов. Правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей или государством.
Принцип законности проявляется через систему специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанностей человека.
Принцип равноправия личности пронизывает содержание многих конституционных норм, регулирующих права, свободы, обязанности личности. Суть данного принципа — признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере.
Конституционно-правовой статус личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Конституционно-правовой статус личности
Совокупность прав, свобод и обязанностей личности, утвержденных основным законом государства, представляет собой конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Данное понятие состоит из следующих основных элементов:
Эти элементы составляют суть взаимоотношений между личностью и государством. Они отражают формы и стандарты поведения, считающиеся целесообразными, полезными и обязательными для обеспечения нормального функционирования социальной системы.
Несмотря на близость, термины «конституционное право» и «свобода» не совпадают между собой. Первый представляет собой возможность совершать или не совершать те или иные действия, установленные основным законом государства, а второй тождественен понятию «субъективное право».
Конституционные права
Право каждого человека и гражданина, как категория юридической науки, обладает следующими признаками:
Конституционные права могут быть реализованы в конкретных действиях. Например, граждане вправе получать образование, создавать общественные объединения, участвовать в избирательных кампаниях и т.д.
Правовое положение человека – это более широкий термин, чем конституционный статус, определяемый лишь основным законом государства. Система возможностей и обязанностей, которыми наделена каждая личность в рамках всех отраслей действующего законодательства, является определением правового положения человека. Конституционный статус является лишь частью этого понятия.
Готовые работы на аналогичную тему
Разделение совокупности прав человека на конституционные и все остальные вовсе не означает, что некоторые из них не значительны и государственные органы могут прикладывать меньше усилий по их обеспечению. Дело в том, что конституционные права составляют стержень, фиксирующий статус личности в государстве, из них возникают другие многочисленные возможности, которые используются людьми. И они очень важны для конкретного человека.
К примеру, Конституция РФ предоставляет гражданам право принимать участие в государственном управлении как непосредственно, так и через избранных должностных лиц. Это основное право, в свою очередь, порождает целый комплекс других полномочий. В результате, граждане могут участвовать в работе органов местного самоуправления, выдвигать кандидатов во время избирательной кампании, обращаться с различными инициативами и жалобами в те или иные инстанции, выражать свою позицию на референдумах и т.д.
Конституционные свободы
Понятие «свобода», как философская категория, имеет множество значений. А в юридической науке существуют два основных подхода к определению этого термина:
Как характеристика личности, свобода позволяет человеку быть самостоятельным и независимым в своих действиях. В то же время, данное понятие тождественно термину «субъективное право». Оно не безгранично. Свобода может быть реализована гражданином лишь в той мере, в какой не причиняет ущерба или неудобства другим людям.
В Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее закреплены такие общественные права и свободы человека, которые соответствуют современному уровню политического и экономического развития нашей страны. Законодательное закрепление могут получить только те гражданские свободы, для осуществления которых сформировались реальные предпосылки, основанные на действующих общественных отношениях и имеющие под собой материальную базу.
Гражданские свободы – это не подарок государства своему народу, а социальные возможности, гарантирующие людям определенные жизненные стандарты. Они позволяют обеспечить нормальное функционирование общественных институтов, устанавливают правила и условия использования различных благ в личной, политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Конституция РФ наделяет россиян широкими юридическими возможностями, реализация которых гарантирована государством. Достижение поставленных целей, реализация трудового и творческого потенциала граждан, обеспечение достойных условий жизни – все это становится возможным, только когда человек по-настоящему свободен.
Конституционные обязанности и ограничения
Наряду с широким спектром прав и свобод, которыми наделяет жителей нашей страны Конституция РФ, основной закон государства налагает на граждан ряд важных обязанностей, требующих неукоснительного исполнения.
Свобода невозможна без ответственности людей за свои поступки. Именно сочетание прав, возможностей и обязанностей определяет конституционно-правовой статус каждой личности и очерчивает границы допустимого в обществе поведения. Использование гражданских свобод сопряжено с ограничениями, установленными Конституцией РФ на основе принципов справедливости, нравственности и гуманности.
Статья 29 Всеобщей декларации прав человека утверждает, что любые ограничения в осуществлении гражданских и общественных свобод должны быть определены законодательно. Сделать это возможно только с обоснованной целью – соблюдение прав других лиц, а также удовлетворение требований морали, обеспечение общего благосостояния и правопорядка в государстве.
Граждане России должны исполнять следующие основные обязанности:
Запрещено принуждать россиян к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РФ и законодательством страны.
Таким образом, формирование гармоничных взаимоотношений между человеком, обществом и государством, достижение баланса интересов среди различных групп населения и индивидов зависит от конституционно-правового статуса граждан, установленного в каждой конкретной стране, от комплекса основных прав, свобод и обязанностей личности.
Конституционно-правовой статус личности: понятие и элементы
Элементы конституционно-правового статуса личности:
В конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Права и свободы человека всегда связаны с удовлетворением его материальных и духовных интересов. Поэтому интерес всегда выступает движущей силой различных, в том числе и правовых, связей человека, он определяет и отношение человека к использованию прав как средства удовлетворения своих интересов.
Применительно к различным возможностям человека и гражданинаКонституция РФ употребляет два термина: «права» и «свободы». Это близкие, но не совпадающие понятия.
Основные права как элемент конституционно-правового статуса личности
Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право на образование, право избирать и т.д.
Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков:
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется нормами всех отраслей права (гражданского, финансового и т.д.). И, таким образом, общий правовой статус человека и гражданина по своему объему значительно шире их конституционно-правового статуса, ибо последний включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, а косновным относятся те, что закреплены в Конституции РФ.
Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значительным, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция РФ (п. 1 ст. 32), предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями в различные государственные органы и к их должностным лицам.
Основные свободы как элемент конституционно-правового статуса личности
Понятие «свобода» употребляется в двух значениях:
Права и свободы человека и гражданина не абсолютны и не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей.
Содержание основных прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, раскрывается путем наделения человека и гражданина широкими юридическими возможностями, гарантированными государством. Широта, разнообразие и особенности этих возможностей свидетельствуют о динамике и спектре свободы выбора, которыми располагают люди при осуществлении ими своих конституционных прав.
Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности.
Основные обязанности и ограничения как элемент конституционно-правового статуса личности
Возможные ограничения прав и свобод сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Правовые ограничения содержатся и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
Таким образом, конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.
Конституционный статус личности в Российской Федерации
Общие положения о правах человека и гражданина
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Правовой статус человека и гражданина закреплен нормами различных отраслей права.
Но, прежде всего правовой статус человека и гражданина определен нормами конституционного права, которые закрепляют правовое положение личности и гражданина в обществе и государстве. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством.
Следует иметь в виду, что часто употребляемые нами понятия «человек», «личность» и «гражданин» не отличаются полным сходством, хотя и тесно связаны друг с другом.
Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, т.е. речь идет о его физиологических свойствах как представителя живого мира.
«Личность» – понятие социальное, оно указывает на то, что человек осознает себя и свое место в обществе, и ответственность перед обществом.
«Гражданин» – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством (гражданин Российской Федерации).
Нас, конечно, интересует юридическое понятие человека – как «гражданина» и «личности».
Конституционный правовой статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
На наш взгляд принцип: человек, его права и свободы это высшая ценность требует отдельного пояснения. Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы.
Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы.
В структуре конституционного статуса личности выделяют: Конституционные права – это законодательно закрепленная возможность получать материальные и духовные блага. Например, гражданские (право на гражданство, информацию и т.д.), экономические (право на частную собственность и т.д.), духовные (право на защиту интеллектуальной собственности и т.д.), юридические (право на судебную защиту и т.д.) и другие права человека.
Конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с органами государства.
Свобода личности означает, что человек имеет право действовать по своему усмотрению без чьей-либо санкции. Речь идет о праве на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.д.
Реализация человеком свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других лиц.
Конституционные обязанности – это предписанный и закрепленный в Конституции определенный вид и мера необходимого (должного) поведения человека. Например, обязанности своевременно платить налоги, сохранять окружающую природную среду, защищать Отечество и т.д.
Классификация конституционных прав и свобод
В главе 2 Конституции РФ закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина (всего 48 статей). Причем статьи расположены в определенной последовательности, отражая специфику соответствующих сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Рассмотрим их более подробно, по группам (схема 1).
Схема 1. Классификация прав и свобод человека.
Первая группа (1). Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, рассмотрим отдельные права и свободы:
Право на жизнь (ст. 20) является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения, и впервые было закреплено в Конституции 1993 года. Реализация этого права связана с правом на здоровье, здоровый образ жизни, нормальные условия жизни.
Особо в средствах массовой информации обсуждается вопрос о применении смертной казни. Существует мнение о том, что не государство дает человеку жизнь, поэтому оно не вправе ее отнимать. Ну, хорошо, а если преступник совершил умышленное убийство одного человека или несколько человек, где же тогда справедливость?
Конечно, в нашей стране не действует принцип «око за око». Но вместе с тем, смертная казнь сохраняется как вид исключительной меры наказания.
Другое дело, что ее не применяют с момента вступления России в Совет Европы. Президент России Б.Н. Ельцин 16 мая 1996 года подписал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни. Был установлен фактический мораторий на смертную казнь, но в Уголовном кодексе РФ этот вид наказания имеется. Поэтому смертная казнь сохраняется временно, назначается судом за особо тяжкие преступления при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, в частности это: убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид (т.е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы).
Нужно сказать, что в УК РФ смертной казни всегда существует альтернатива – 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Речь идет о том, что государство должно создавать для человека такие условия для жизни, которые бы не умаляли его достоинство. Достоинство личности предполагает определенную оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от какихлибо обстоятельств. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть подвергнут медицинским или научным опытам без согласия самого человека. В частности, статья 5 Федерального закона «О полиции» запрещает сотрудникам полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание.
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом лицо не должно подвергаться ограничению. Другими словами, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. До суда, лицо может быть задержано на срок не более 48 часов, а на больший срок уже требуется определение суда.
Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является наиболее строгой мерой процессуального принуждения, в связи с чем ее применение строго регламентировано в статьях 91 – 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Законодателем определен перечень должностных лиц, уполномоченных на задержание, это – орган дознания, дознаватель, следователь, которые вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
В законе строго прописан порядок задержания подозреваемого. Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником (адвокатом) наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
В случае нарушения установленного законом порядка задержания лица по подозрению в совершении преступления, гражданам необходимо безотлагательно обращаться в прокуратуру города или района по месту нахождения органа предварительного расследования.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера человека, которой он не желает придавать гласность, т.е. эта сфера должна быть свободна от внешнего воздействия государства, если этого не требует закон. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Содержание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.
В процессе жизни человека различные люди на законных основаниях получают информацию об определенных сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохранительных органов, священнослужители и т.д. В законодательстве закреплены требования к таким лицам о необходимости сохранения в тайне информации о частной жизни граждан.
Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбирательство в суде может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения (статья 13 УПК РФ).
В статье 24 Конституции РФ закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных», обработка персональных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных (статья 6).
При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.
В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.
Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо распространение сведений о частной жизни лица (статья 137 Уголовного кодекса РФ). Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (статья 152 Гражданского кодекса РФ).
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается место постоянного или временного проживания, либо место пребывания гражданина (квартира, дом отдыха, гостиница и т.д.). В жилое помещение никто не имеет права проникать без согласия проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда. По общему правилу, судебное решение является необходимым условием проведения оперативнорозыскных мероприятий, а также следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища (статья 8 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», статья 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие (статья 15 Федерального закона «О полиции»).
Вторая группа (2). Политические права и свободы. В отличие от личных прав, принадлежащих каждому от рождения, политические права связаны с обладанием лицом гражданства. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их работе. Важнейшими из политических прав являются:
Третья группа (3). Экономические права и свободы. Они связаны с правом собственности и занятием предпринимательской деятельностью:
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Конфискация имущества возможна только по решению суда за совершенное преступление. Собственность наследуется по закону или завещанию и гарантируется государством. Особо оговаривается право частной собственности на землю (ст. 36), которое может быть реализовано в виде: владения, пользования и распоряжения.
Четвертая группа (4). Социальные права, они затрагивают, прежде всего, сферу наемного труда, в их числе следует назвать:
Законодательством предусматривается ряд мер материальной поддержки материнства и детства, в частности, пособия беременным женщинам, детям, многодетным семьям, выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении первого ребенка и повышение материнского капитала за второго ребенка (Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала»);
Конституционные обязанности человека и гражданина
Конституция РФ 1993 г. в отличие от предыдущих конституций нашей страны, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности, а их значительно меньше, чем прав и свобод, содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает единство конституционных прав, свобод и обязанностей.
Конституция РФ, в частности, закрепляет следующие обязанности человека и гражданина, которые в дальнейшем конкретизируются в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Важно подчеркнуть, что государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»;
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Для осуществления этого обязательства огромное влияние оказывает развитие правосознания и правовой культуры. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ,
Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе»). Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
В Российской империи до 1917 года не существовало даже понятия – гражданин России. Все жители России были поданными. С принадлежностью к той или иной категории поданных, законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан.
Крушение царской России повлекло за собой изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование – гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства», установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам.
Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и, работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.
Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.
Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года устанавливало, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства.
Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года, закрепил ряд новых положений.
Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Все лица, не отвечавшие данным условиям и проживавшие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
Конституцией СССР 1977 года было установлено, что граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Законом о гражданстве СССР 1978 года были определены условия принадлежности к гражданству СССР. Основным принципом, по которому определялась принадлежность к советскому гражданству было наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советского времени, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Распад Советского Союза и появление новых независимых государств, потребовал иного законодательства о гражданстве.
Вопрос этот важен и сегодня для миллионов граждан бывшего СССР, оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», в редакции от 17.06.93 г., определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы Закона о гражданстве сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с прежним законом.
В Законе используются следующие основные понятия:
Конституция РФ и Закон «О гражданстве Российской Федерации» установили общие основы отношений гражданства, важнейшими из них являются:
1. Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
2. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории субъектов в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этого субъекта. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.
3. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и времени его приобретения.
4. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.
5. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
6. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Это совершенно новый для нашей страны принцип, так как ранее действовавшее законодательство закрепляло возможность утраты гражданства.
7. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства. Это тоже совершенно новый принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.
Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.
8. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином. В статье 8 Закона о гражданстве сказано:
Очень важный вопрос о гражданстве детей:
Подробнее об основаниях приобретения и прекращения российского гражданства см. Приложение 1. Нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» об основаниях приобретения и прекращения гражданства.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Гарантия – это поручение, либо условие, обеспечивающее что-либо.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 2):
Схема 2. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении в Конституции РФ и в других законах положений, направленных на обеспечение прав и свобод.
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.
Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек, имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, и государством.
Исходя из этого, Основной Закон государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, это исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту таких ценностей, как:
В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
Примеры законодательного ограничения содержатся, в частности: в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др.
Речь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц.
Конкретные ограничения прав и свобод отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение) или постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).
Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.
В России действует система государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, к ним относятся:
Основной гарантией прав и свобод человека и гражданина является гарантия судебной защиты, она включает: право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.
Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Такое обращение – процедура достаточно сложная, требуется, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты. Среди международных органов по защите прав гражданина наиболее известным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в 1996 г.