Что включает в себя детский фольклор
Детский фольклор
Алла Швед
Детский фольклор
(3слайд) Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Цель данного исследования –рассмотреть различные классификации детского фольклора.
К детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.
Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.
Все произведения детского фольклорапо их функциональной роли можно разделить на две группы: произведения,связанные с игровыми действиями:
(6 слайд) Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками
2 произведения,которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий: Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, за говаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заго ворной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки
Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым –частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.
Более подробно рассмотрим малые фольклорные жанры
Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.
Пословица- это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Винокурова Надежда
Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей
Детский фольклор и его влияние на развитие, и воспитание детей
Жизнь наших детей тесно связана с нашей жизнью, жизнью взрослых. Но у каждого ребенка есть обязательно свое видение мира, в зависимости от возраста и психического развития. Можно сказать, что рассуждения детей носят практически-чувственный характер. В первую очередь – это первая связь, которая соединяет его с миром. Дети, в младшем возрасте все многообразие мира воспринимают не так как мы. Мы взрослые мыслим словами, а дети предметами, которые окружают их. Их мысли связаны с определенными, конкретными образами. Особенности детской психики определяет выбор поэтических образов, то есть полный состав фольклора для детей. Произведения, которые мы приобретаем из поколения в поколение, приобретают форму, содержание, они более соответствуют детской эстетике.
Благодаря детскому фольклору мы можем определить возрастную психологию, разные вкусы детей в художественных произведениях, их творческие возможности.
В специфики детского фольклора есть ряд аспектов, их нельзя не учитывать в полном объеме, изучить всю функциональность и его содержание. К детскому фольклору относят не только быт детской среды, но поэзию повествования взрослых, которая предназначается для детей. А это в корне меняет объем и специфику всего понятия «детский фольклор». Нет границ видимых отличий фольклора взрослых от детского фольклора. Поэтому многие художественные произведения можно отнести как к одним, так и к другим. В детских сказках и для взрослых, сюжеты во многом схожи, но в таких случаях меняется художественный стиль.
Детский фольклор представляет такую специфическую область творчества народа,которая объединяет два мира: мир детей и мир взрослых. То есть это целая система различных фольклорных жанров: от музыкальных до поэтических.
В разных детских песнях, играх мы можем различить события, которые давно забыты нашей памятью. Именно благодаря детскому фольклорумы можем лучше представить: жизнь, быт, культуру наших предков. Детские забавы являются подражанием наших дел. А это говорит о том, что наши дети готовятся к жизни, в которую входят хозяйственно-бытовая деятельность, а также социальная жизнь народа.
Пословицы, песни, сказки, различные обряды дают эстетическое наслаждение и детям и взрослым. В них собран полный объем необходимой жизненной информации. Так в сказках показана жизнь людей, мораль, любовь. А в воспитании детей мы используем в своих выражениях пословицы и поговорки. Глубокое знание психологии разного детского возраста дает возможность для создания различных жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки детские сказки и так далее.
Мы хорошо понимаем, что в первые годы жизни организм ребенка занят собственным созиданием. В этот период происходит только удивительное. Через год после рождения ребенок начинает радоваться колыбельным песням, а потом и сам начинает лепетать свои первые слова. Детское психическое и физическое развитие развивается с очень высокой скоростью. Мы понимаем, что для наших детей важны именно песни: светлые, умиротворяющие, монотонные. Проанализировав колыбельные песни можно сказать, что круг лиц-поэтов, явлений и предметов очень узки. В песни входило только то, что дети воспринимали органами чувств. Через колыбельные песни дети осваивали первый свой словарный запас, без которого познание окружающего и развитий детского мышления невозможно. Колыбельная песня является элементом повседневного быта. Наряду с колыбельными песнями, забавы детей и взрослых являются потешки. Специфика потешек заключается в том, что в них можно использовать различные части тела, как ребенка, так и взрослого человека. Многие потешки по своему составу очень схожи с колыбельными песнопениями, но по характеру, форме исполнения совершенно разные. Монотонная песня действует на ребенка успокаивающе, а потешка в свою очередь веселит, приносит радость. Слова в потешках обязательно сопровождаются игрой, они не только поются, но и сказываются. Потешки выполняют ту роль, которая готовит ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, благотворно воздействующая на умственную и физическую подготовку, эстетическо-нравственное воспитание. Круг явлений и предметов в потешках шире, чем в каких либо других жанрах детского фольклора. Так как дети через смех, юмор, побуждают интерес к окружающему миру.
Но жанр потешек сменяется прибаутками. Дети очень любят небольшие смешные рассказы и выражения, стишки-песенки. Специфика прибаутки заключается в том, что она преображает маленький мир ребенка в бесконечно-разнообразный мир. Мир социальных проблем, классовых отношений и многое другое, которые в будущем ребенка будут жизненно необходимыми. Прибаутка – это прежде всего эстетическое произведение, которое удовлетворяет всем требованиям для детской радости. Также воображение наших детей настолько богато, что способствует хорошему умственному развитию. В прибаутках кошка может шить ширинку, таракан дрова рубить, ворон играть во трубу и много другое. Художественная структура прибауток позволяет ребенку дать знания и обеспечить их запоминание, их сложности, а также способствует усвоению ритма в художественных произведениях.
Сказки в свою очередь можно разделить на три группы: 1) сказки взрослых для детей; 2) сказочные импровизации детей; 3) сказки взрослых ассимилированные детьми. Именно сказки созданные специально для детей являются основным фондом жанра детской сказки. Сказки хорошо развивают фантазию детей. Объем информации в сказках увеличивается с возрастом наших детей. Сказками мы можем преподать основные формы нравственности, обычаи, законы, взаимоотношения в окружающем нас мире. Сказки для детей мы преподносим в занимательной форме. Дети, так же как и взрослые при чтении художественных произведений увлекаются сюжетом, его стремительным развитием. Мир сказок очень богат, разнообразен и благотворно влияет на воспитание детей.
Таким образом, каждый из жанров детского фольклора имеет свою систему, форму воздействия на развитие детей. Фольклор помогает формировать у детей нравственно-эстетическое воспитание, воспитывает чувство юмора, красоты, слова. Детский фольклор затрагивает интересы, потребности каждого детского возраста, он занимателен тем, что связывает детский быт и их повседневной жизненной деятельностью. Наблюдая за детьми дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что интерес к детскому фольклору не исчезает, не смотря на современные детские произведения и так далее. Детский фольклор является ценным средством в воспитании детей, именно он содержит в себе чистоту морали, физическое совершенство, духовное богатство.
Кружковая работа из природного материала с детьми старших групп: «Природа глазами ребят» В процессе работы с природным материалом в детском саду создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые.
Презентация «Родительский уголок» В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей.
Статья «Народный детский фольклор»
Анастасия Машнова
Статья «Народный детский фольклор»
Народный детский фольклор
Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Таким образом, фольклор – это важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Богатство русского языка открывается перед дошкольником в произведениях устного народного творчества. Образцы его – пословицы, загадки, сказки и другие – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Жанры входят в язык детей в доступном содержании. Живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на речь ребёнка.
Произведения устного народного творчества входят в состав детского фольклора.
Детский фольклор – это произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.
Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов. Каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены верой в силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями.
Уж как дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем.
Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Божья коровка, улети на небко!
Там твои детки кушают котлетки!
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать их.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.
Колыбельные песни: взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Слова были обычно ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них – свои обязанности.
Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется,даст себя умыть или накормить:
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.
Потом начинаются самые первые игры,потешки: Идет коза рогатая, Сорока-ворона кашку варила, Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.
К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.
Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.
По дорожке он пошел
Купил себе сапожки,
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.
Пчёлы в поле полетели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты!
Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.
Стеклянный дом на окне
С прозрачной водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой.
Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Таким образом, благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Сценарий досуга «Весела была беседа». Русский народный фольклор МКДОУ №1 с. Некрасовка Хабаровского района, Хабаровского края Музыкальный руководитель Гаврюшина Ирина Ивановна «ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА».
Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.
Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников. Классификация фольклора У детей освоение окружающего мира невозможно без прибауток, песен, игр. Поэтому мы обращаемся к фольклору в его различных формах. Мир фольклора.
Консультация для родителей «Детский фольклор» Консультация для родителей «Детский фольклор» «Детский фольклор – начало начал для ребенка. Он развивает его сообразительность. Умение.
Народный танец в ДОУ Народные танцы несут в себе особую энергетику, они способны раскрыть его огромную душу, помогая показать таланты каждого ребенка. Ребенок.
Роль Фольклора! Детский Фольклор! Детский Фольклор!Можанова Светлана Петровна. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского.
Русский народный костюм Современные дети не представляют, как выглядела одежда 50, 100 лет назад. С помощью презентации они на некоторое время погружаются в те.
Статья «Детский театр» Игра и игрушка- не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретения реальных жизненных навыков.
Статья по здоровьесбережению на тему «Растим здоровых малышей» воспитатель МБДОУ Дубровский детский сад №4 «Золотой ключик» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Особо следует отметить отсутствие у детей физических.
Детский фольклор. Малые фольклорные формы
Родионова Вера Анатольевна
Детский фольклор. Малые фольклорные формы
Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.
Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.
Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Птицы спят на веточках,
Зайцы спят на травушке,
Детки все по люлечкам.
Сон да дрему собирали
У вас желтые хвосты.
Уж ты, котинька-коток,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Дам кувшинчик молока
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!
Не нашли пути-дороги
Они сели на ворота
А ворота скрип-скрип
Не будите мою Ладу
Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
За зерно принялася,
Пролетали низко гуси,
Перья мягкие в подушечке,
Подарили гуси Дусеньке.
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 19 котят,
Все помыться в баньке теплой хотят!
Уходи с дороги кот,
Ни за что не упадет.
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.Самые известные из них: Ладушки,Сорока.