Что вкладывают в понятие креативная экономика кто автор концепции
Креативная экономика и ее развитие
Вы будете перенаправлены на Автор24
Креативная экономика: понятие и сущность
Одной из главных форм социально-экономического развития является креативная экономика. Создание соответствующей интеллектуальной среды и системы социально-экономических отношений позволяет раскрывать творческие способности людей, придумывать идеи и успешно их реализовывать.
Термин «креативная экономика» был введен в 2000 году архитектором и профессором Шанхайской школы креативности, а также членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джоном Хоукинсом. Согласно его мнению, креативная экономика – это один из первых видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, которые влияют на поведение людей. Это приводит к развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики. В его основе находится активное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.
Сейчас креативную экономику нередко приравнивают к экономике знаний. В данном случае говорят об особом секторе экономики, который основан на различных видах интеллектуального труда.
Помимо этого основными признаками креативной экономики, которые имеют практическую направленность, являются: креативное мышление и креативное проектирование.
Понятие креативной экономики состоит из двух терминов: экономика и креативность. Последнее подразумевает творчество, хотя некоторые авторы разделяют эти два понятия. Креативность связана со способностью человека находить нестандартные, оригинальные и эксклюзивные подходы для решения проблем.
Выделяют следующие факторы, определяющие креативность: гибкость мышления; оригинальность; беглость; четкость; жизненный опыт; индивидуальные знания.
Поэтому креативная экономика связана с оригинальной специфической формой экономического мышления, которая отличается от традиционных логических типовых схем; способностями вносить что-то оригинальное и новое в практическую деятельность; постоянной готовностью решать нестандартные ситуации и вопросы.
Готовые работы на аналогичную тему
Потенциал развития креативной экономики огромен. Она является наиболее быстро растущим сектором мировой экономики с точки зрения получения прибыли, экспортных поступлений и создания рабочих мест. Ключевыми факторами развития многих отраслей считаются творчество и инновации. Большая часть мировых интеллектуальных и креативных ресурсов инвестируется в сферы экономики, для которых очень важны нематериальные результаты. Это дизайн, IT-технологии, литература, музыка, кинематография, искусство, средства массовой информации и рекламная индустрия.
Развитие креативной экономики в мире
Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на промышленный сектор экономики. Внедрение автоматизированных технологий постепенно освобождает человеческие ресурсы, которые и становятся стимулом для развития креативной экономики.
Основанная на умственном труде, креативная экономика является одним из видов социально-экономического развития стран. Именно она может способствовать переходу на возобновляемые топливные ресурсы, росту эффективности производства, а также качества жизни населения. Результатом креативной экономики должен стать уход от сырьевой зависимости.
Многие страны, в основном развитые, постепенно ориентируются на креативную экономику. Для этого правительства разрабатывают стратегию развития креативной экономики и необходимую для реализации креативную базу. Впоследствии данные государства создают все условия для развития креативности и привлекают креативный класс. Это позволяет в будущем стать лидерами по уровню развития экономики.
Выделяют несколько условий для развития креативной экономики, которых может придерживаться любая страна:
Особенности и проблемы развития креативной экономики в России
В отличие от европейских стран Россия медленнее входит в зону постиндустриального развития. Российская экономика до сих пор строится на сырьевой основе, продукция секторов экономики B2B и B2C на мировом рынке не конкурентоспособна. Об этом говорит структура экспорта и импорта страны.
Экономика РФ развивается по двум прямо противоположным тенденциям. С одной стороны в стране закладываются основы креативной системы:
Сдругой стороны, развитие сдерживается государственной системой, где отсутствует разделение властей, существует зависимость прессы и судебной системы от госвласти, что отрицательно влияет на эффективность реализуемых мероприятий.
Креативная экономика работает на условиях свободы творчества, заинтересованности и мотивированности людей. Пока эти возможности имеют место в других странах. Это говорит об отсталости России от мирового экономического развития.
Основные проблемы, с которыми сталкивается Россия при развитии креативной экономики:
Креативная экономика
Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:
Кроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.
Министерство по культуре, информации и спорту Великобритании отнесло [источник не указан 458 дней] к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно:
Содержание
Основные цели и задачи
Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т. д. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы
Сложности в определении отраслей креативной экономики
Тесная связь отраслей креативной экономики с другими индустриями часто затрудняет определение и выделение их в отдельный креативный блок. Стандартная классификация отраслей экономики не позволяет определять креативные отрасли
Исследования креативной экономики
Существует несколько исследований, посвященных креативной экономике как социально-экономического явлению.
В работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» американский профессор, экономист и социолог Ричард Флорида в результате анализа политического и экономического развития общества Америки приходит к выводу, что его основой в последние годы стала креативная экономика. Ядром общества он называет креативный класс, или представители творческих профессий. Креативность по Флориде, — «создание на базе знания практических новых форм», а основа развития креативной экономики — это принцип 3-х «Т»: «технология, талант и толерантность».
Другая книга, посвященная креативной экономике, — «Креативный город» эксперта Всемирного банка англичанина Чарльза Лэндри. Он описывает развитие современных городов и приходит к выводу, что на первое место в развитие городской среды выходят человеческие способности и мотивации, вытесняя на второй план инфраструктуру, природные ресурсы и т. п.
Что такое креативная экономика
Традиционная экономика устарела, утверждает профессор Джон Хокинс, на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир перестроится, тем безопаснее выйдем из кризиса
Поделиться:
Время креативности
Мы живем в необычное время. Кроме финансового и экономического спада мы переживаем энергетический, экологический и кризис доверия — кризис отношений между индивидами и индивидом и обществом. Я считаю, что нужно говорить о комплексе вопросов, связанных с тем, что люди чувствуют себя одинокими.
С этими проблемами могут помочь справиться философия, этика и теория креативной экономики.
Нужно быть самостоятельными
Практически во всех странах экономический фокус смещается с производства на сферу услуг. Сегодня в Западной Европе и Америке 60% населения работает в сфере услуг. Управляющая компания MacKenzie за последние годы дважды проводила исследование, показавшее, что в США и Великобритании в 45% случаев определяющим качеством работника является его способность принимать самостоятельные решения и действовать соответственно. Для недавно созданных рабочих этот же показатель мест в 2007 году составил 70%. Успех зависит от того, как работник будет использовать свои таланты и воображение. Общая стоимость авторских прав, патентов и торговых марок превышает ВВП России. Такой переход отмечается по всему миру, кроме беднейших регионов Центральной Африки, а также стран Ближнего Востока.
История вопроса
Для начала хочу немного рассказать о креативности — отправной точке всего процесса. Креативность стала проявляться уже 30-40 тысяч лет назад, когда люди начали украшать себя и разрисовывать тело, одежду и предметы исключительно по эстетическим и ритуальным соображениям, без практической пользы. Движущая сила креативности заключается в том, как люди продвигают и развивают свои идеи.
Три принципа креативности
Я сформулировал три принципа креативности. Первый — принцип универсальности: каждый человек с рождения обладает творческими способностями. Человек наделен воображением и желанием использовать его так, чтобы мир становился все совершеннее — то есть сделать мир таким, чтобы человеку хотелось в нем жить. Это, конечно, имеет отношение к нейробиологии, философии и психологии.
Второй принцип — для самовыражения необходима свобода. Я говорю о свободе определять собственное отношение к идее. Это свобода следовать за своей мечтой, за своей фантазией, даже если ни вы, ни окружающие не понимаете, зачем вы это делаете. Этот принцип действует и в обратную сторону: нужно с пониманием относиться к другим людям, которые пытаются реализовать свою мечту, а вы не понимаете, что они делают.
Третий принцип — чтобы преобразовать свободу в экономическую деятельность, нужны рынки и связи. Это позволяет человеку или компании проводить экономические операции. Как вы видите, этот принцип связан с вашим внутренним миром, но он напрямую связан и с вашим успехом или неудачей на рынке. Еще одна важная область, которую охватывает третий принцип, — интеллектуальная собственность. Авторское право, копирайт, имеет огромное значение для креативной экономики, это ее валюта.
Четыре принципа развития творчества
Я хочу предложить четыре принципа, взятые мной из экологии: они, как мне кажется, помогают понять, в каких условиях творческие способности развиваются наилучшим образом. Такие условия я называю «творческой экологией». Вот эти четыре фактора: разнообразие, изменчивость, обучаемость и адаптация. Почти все время я уделю обучаемости, но скажу несколько слов о разнообразии и изменчивости.
Высокий уровень разнообразия напрямую связан с высоким уровнем креативности и инновационности. Это этнические, культурные, половые различия, это различия в стилях, в убеждениях. Второй фактор — изменчивость. У изменчивости четыре измерения. Мимикрия — это когда вы видите, как кто-то, кем вы восхищаетесь, что-то делает, и вы повторяете это за ним. Симбиоз — объединение людей в группы и следование групповым моделям поведения. Сотрудничество — мы часто сознательно идем на него, чтобы делать что-нибудь эффективнее или быстрее. Конкуренция — еще один способ научиться чему-то у других. Сотрудничество становится все популярнее — это наиболее распространенный способ придумывать новые идеи.
Обучение и образование
Образование — это то, что мы получаем от других людей, обучение — то, что мы получаем сами. И опять-таки есть взаимосвязь между творческими способностями человека и его способностью учиться. Творческие люди продолжают учиться всю жизнь. Самое замечательное в обучении то, что оно аналоговое, а не цифровое. Другими словами, мы можем усваивать те кусочки информации, которые хотим усвоить. Биологическая эволюция не оставляет нам выбора. При обучении выбор за нами. Нам нужно выработать сознание, способное выносить суждение и учиться, а значит, и эффективнее пользоваться воображением. Встает вопрос: как стимулировать развитие творческой среды, в которой признают принцип универсальности, где созданы хорошие условия для обучения и для того, чтобы люди могли менять свое поведение, применяя полученные знания? Все наши действия должны соотноситься с моими тремя принципами, они должны быть психологически убедительными.
Эту лекцию проект «Сноб» организовал вместе с «Винзаводом», Фондом Прохорова и агентством «Творческие индустрии» в рамках четырехдневного цикла лекций по креативной экономике и индустрии.
Джон Хокинс — обладатель огромного списка степеней, званий и должностей. Например, он приглашенный профессор Шанхайской школы креативности, а еще — член Консультационного совета по креативной экономике ООН. Вы знали, что такой есть? Хокинс также возглавляет компанию BOP Consultants, консультирует правительства, глобальные корпорации и частных лиц. В 2001 году он написал книгу, которая стала известна даже в России, при том что она не была переведена, — The Creative Economy: How People Make Money from Ideas («Креативная экономика. Как делать деньги из идей»).
Интересно, что сам Хокинс не имеет экономического образования. Он искусствовед и архитектор. Но то, как он объясняет суть креативной экономики, снимает любые сомнения в его компетентности. Он строит свои объяснения на очень простых примерах: рассказывает, что однажды специалист по пожарной безопасности увидел, как движутся орки в фильме «Властелин колец», и немедленно взял компьютерную программу, при помощи которой они были созданы, для моделирования поведения людей в экстремальных условиях. Теперь эта программа рассчитывает, как эвакуировать людей при пожарах. Джон Хокинс доказывает простую, в сущности, идею: если специалисту дать свободу в принятии решений, то результаты станут гораздо интереснее и шире, чем можно было бы предположить.
Что вкладывают в понятие креативная экономика кто автор концепции
Креативная экономика — что стоит за этим понятием? Почему важно компаниям иметь в штате творческих людей, способных придумывать что-то новое и необычное? Юрген Саленбахер в книге «Создайте личный бренд» рассказывает о движении мировой экономики в сторону креативности.
Главное в ее парадигме — признание креативности, знаний и доступности информации как мощных двигателей для запуска экономического роста, способствующих развитию глобализации. И это, опять же, что-то новое: мы начинаем ценить креативность. Всего одна идея может обеспечить рост бизнеса компании. Доход от креативности может быть колоссальным. Креативность и способность к инновациям, то есть умение внедрять идеи в бизнес-контекст, служат основой креативной экономики, развивающейся в XXI веке.
Подготовленный на Конференции ООН по торговле и развитию «Доклад о креативной экономике — 2010» определил новую креативную экономику так:
Креативность — видеть новое в привычном. Источник
В основе креативной экономики лежат креативные предприятия, определяемые как:
Ключевые фигуры, определившие и охарактеризовавшие креативную экономику, понимают этот термин шире. В 2001 году Джон Хокинс издал большую книгу о связи между креативностью и экономикой. Хокинс считает, что «ни креативность, ни экономика не есть что-то новое, однако новое — природа и масштаб взаимодействия между ними и то, как они сочетаются, чтобы создать уникальные вещи и материальные ценности».
К «креативным предприятиям» он добавил бы разного рода исследования и разработки в сфере науки и техники. Когда, беседуя с ним в Лондоне, я спросил его о значении креативной экономики, он просто ответил: «А что вообще останется, если вы уберете из экономики креативность?» Скорее всего, немного!
Ричард Флорида описал развивающийся социальный «креативный класс» профессионалов, ученых и представителей творческих профессий, высоко оценивающих индивидуальность, талант, разнообразие и открытость. Существование «креативного класса» порождает экономическую, социальную и культурную динамику, особенно в городских районах, которые называются «креативными городами». В таких креативных городах, считает Флорида, представители «креативного класса» находят «условия, которые необходимы им, чтобы думать, планировать и творчески использовать возможности». Его широкое определение креативного класса включает людей, занятых в сфере науки и инженерии, архитектуры и дизайна, образования, искусств, музыки и индустрии развлечений, а также более широкую группу креативных профессионалов из области медицины, финансов и закона — в общем, всех, в чьи экономические функции входит создание новых идей, новых технологий или нового контента. Он особо отмечает креативные услуги, которые бизнес оказывает бизнесу, — дизайн, рекламу и индустрию развлечений — не только в плане того, что они создают добавленную стоимость каждого продукта, но и в том смысле, что они служат проводниками инноваций практически во все индустрии. В связи с этим он утверждает, что «экономика переходит от корпоративно-ориентированной системы к той, которую двигают люди».
В экономике выросла ценность индивидуальности. Источник
Я бы продолжил мысль Джона Хокинса и Флориды и сказал, что общество и экономика в целом нуждаются в людях, способных думать, планировать и действовать творчески, чтобы решать проблемы, и что креативность тех, кто управляет странами, городами и компаниями, определяет будущий успех в разработке технологических, идеологических и социальных решений общественных проблем нашего времени. Креативность, которую раньше считали дополнительным плюсом, в сегодняшней глобальной экономике обязательна, поскольку она необходима для обеспечения культурного, экономического и социального развития.
Что такое Creator Economy и зачем инвестировать в инфлюенсеров
На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.
Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.
По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.
Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.
Creator Economy — рынок популярного контента
Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.
По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.
Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:
Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:
Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:
К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.
Растущий интерес к рынку
Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.
Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.
Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:
Драйверы роста креативной экономики
Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.
Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.
Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.
Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.