чем вредна профессия машиниста
Вредная профессия — почему машинисты так рано выходят на пенсию? Основные минусы работы
Профессию машиниста в советский период относили к числу наиболее привлекательных. Среди преимуществ профессии назывались высокая зарплата, досрочный выход на пенсию, романтичность профессии и возможность новых впечатлений, осознание важности профессии. Однако, при явном наличии неоспоримых плюсов, есть в профессии машиниста и очевидные минусы. В наши дни существует больше возможностей для обучения, например, онлайн-образование зарекомендовало себя как удобный и отличный способ получать образование, не выходя из дома.
Минусы профессии машиниста
Работа машинистом относится к категории вредных. Среди заболеваний, сопутствующих данной профессии – вибрационная болезнь, тугоухость, остеохондроз. Наиболее распространена тугоухость. Наряду с этим медики отмечают, что на сегодняшний день большую тревогу вызывают болезни, которые не относятся к профессиональным заболеваниям локомотивщиков. Среди них такие, как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония и ишемическая болезнь сердца. По мнению медицинских работников, к факторам, влияющим на возможность возникновения болезни, относятся: продолжительное психоэмоциональное напряжение в сочетании с частыми стрессовыми ситуациями. Также данные заболевания провоцируются шумом, наличием ночных смен, гиподинамией.
На основе проведённых исследований, было установлено, что машинисты подвержены повышению артериального давления и сердечно – сосудистым заболеваниям в большей степени, чем их помощники. Повышения артериального давления происходит в стрессовых ситуациях, среди которых наиболее часто бывает: проезд сигнала и угроза наезда на человека или животное. Также стрессовыми ситуациями вызвано возникновение язвенной болезни и её обострение.
Высоким у работников локомотивных бригад остаётся риск травматизма. Часто бывают простудные заболевания, которые машинист и его помощник нередко переносят на ногах, боясь остаться без работы.
Досрочный выход машинистов на пенсию
Известно, что машинисты и помощники машинистов имеют право на оформление пенсионного пособия досрочно при достижении минимального пенсионного возраста – для женщин – 50 лет, а для мужчины – 55 лет. Условием является наличие определённого стажа работы на должности, связанной с повышенной опасностью. В данном случае обязательный трудовой стаж для мужчин – 25 лет, а для женщин – 20 лет. Необходимым стажем является – 12,5 лет для мужчин, и не менее 10 лет для женщин.
Влияние электромагнитного излучения на функциональное состояние организма машинистов
Рубрика: 3. Медико-биологические дисциплины
Дата публикации: 04.12.2014
Статья просмотрена: 12177 раз
Библиографическое описание:
Бурлака, Н. И. Влияние электромагнитного излучения на функциональное состояние организма машинистов / Н. И. Бурлака. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/153/6754/ (дата обращения: 05.12.2021).
Охарактеризовано действие электромагнитных полей, создаваемых силовыми установками, электротехническими средствами, которыми оснащено транспортное средство.Рассмотрено влияние антропогенного электромагнитного поля на здоровье работников железнодорожного транспорта. Описаны возможные нарушения в организме машинистов под влиянием высокочастотных и низкочастотных излучений.
Ключевые слова:электромагнитное поле, источники электромагнитного излучения, здоровье машинистов, воздействие на человека.
Keywords: electromagnetic field, sources of electromagnetic radiation, health machinists, the impact on human rights.
Известно, что мощные электромагнитные поля (ЭМП) вызывают токи проводимости, нагрева в биологических тканях, а также вращение диполей. Все ЭМП в зависимости от природы условно разделяют на три группы: ЭМП геофизической природы, ЭМП антропогенного происхождения, ЭМП биологической природы [12, 13].
Мы рассмотрим подробно влияние ЭМП антропогенного происхождения на здоровье машинистов. Согласно международной классификации среди антропогенных источников ЭМП различают 2 группы:
— источники электромагнитных излучений низких и сверхнизких частот (0–3 кГц) (воздушные линии электропередачи, электростанции, генераторные и трансформаторные подстанции, системы электропроводки зданий, телефонные кабельные системы, электробытовая и офисная техника, электротранспорт);
— источники электромагнитных излучений радиочастотного и микроволнового диапазона (3кГц-300ГГц) (радиостанции, радиолокационные станции, радио- и телепередатчики, телевизоры, компьютерные мониторы, микроволновые печи и т. д.) [1].
Внимание исследователей направлено на неблагоприятные эффекты ЭМП рядом с силовыми линиями или электрическими приборами на здоровье человека (особенно в плане канцерогенеза) [3, 5, 6].
Степень воздействия электромагнитных излучений на организм человека вообще зависит от диапазона частот, длительности облучения, характера облучения, режима облучения, размеров поверхности тела, которое облучается и индивидуальных особенностей организма.
В результате действия ЭМП на человека возможны острые и хронические формы нарушения физиологических функций организма. Эти нарушения возникают в результате действия электрической составляющей ЭМП на нервную систему, а также на структуру коры головного и спинного мозга, сердечно-сосудистую систему. Наблюдаются частые головные боли, раздражительность, утомляемость, нарушение сна, боли в области сердца, перепады кровяного давления, повышенная потливость.
Развиваются такие серьезные заболевания как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инсульт. По всей видимости, резкое уменьшение числа инфарктов в выходные и праздники связано со снижением в эти дни уровня промышленных магнитных полей и уменьшением количества населения, пользующегося электротранспортом.
В большинстве случаев незначительные изменения в деятельности нервной и сердечно — сосудистой системы имеют обратимый характер, но в результате длительного действия они накапливаются, усиливаются с течением времени, но, как правило, уменьшаются и исчезают при исключении влияния и улучшении условий труда. Длительное и интенсивное воздействие ЭМП приводит к стойким нарушениям и заболеваниям.
Достаточно существенно электромагнитное излучение влияет на половую систему (бесплодие, импотенция и др.) и эндокринную систему. Но самое важное то, что страдает иммунная система, которая вследствие этого не в состоянии защищать организм от различных заболеваний.
Электромагнитное излучение как болезнетворный фактор следует рассматривать на основании клинических и экспериментальных материалов. Совместное действие этих излучений широкого диапазона можно классифицировать как отдельную радиоволновой болезни. Тяжесть ее последствий находится в прямой зависимости от напряженности ЭМП, продолжительности воздействия, физических особенностей различных диапазонов частот, условий внешней среды, а также от функционального состояния организма, его устойчивости к воздействию различных факторов возможностей адаптации.
Сегодня мы не представляем свою жизнь без современных средств передвижения (трамвай, троллейбус, самолет, поезд, автомобиль и т. п.). Они помогают нам быть мобильными и тратить меньше времени на передвижения из пункта А в пункт В. Но мало кто задумывается, какую угрозу подвергает человек свое здоровье и жизнь, садясь за руль или в салон автомобиля, поезда, самолета или даже троллейбуса или трамвая.
Установлено, что в 90 % случаев виной аварий является так называемый «человеческий фактор», то есть большинство случаев происходит по вине человека, который управляет транспортным средством. Почему это происходит? Что приводит к нарушению систем организма?
На человека действуют электромагнитные поля, создаваемые силовыми установками, электротехническими средствами, которыми оснащено транспортное средство. Норма составляет 0,2 мкТл. Превышение нормы идет даже не в несколько раз, а в несколько сотен раз!
ЭМИ серьезно нарушает работу организма. Первой страдает нервная система. Человек становится раздражительным и неадекватно реагирует на ситуации. Впоследствии нарушается сердечно — сосудистая система.
В 90-е годы работы в этом направлении были продолжены. В центре внимания исследователей оказались работники железной дороги, которые по роду своей деятельности подвергаются воздействию электромагнитных полей. Проанализировав 12 тысяч больничных листков машинистов различных типов поездов и разных возрастов за 1975–1977 годы, исследователи выяснили, что в среднем машинисты электричек в 1,35 раза чаще, чем машинисты электропоездов, страдают от респираторных, желудочно-кишечных и кожных заболеваний, травм и несчастных случаев. Иначе обстоит дело с сердечно — сосудистыми заболеваниями. В машинистов электропоездов ишемическая болезнь сердца встречается в 2,27 раза чаще, чем у машинистов электричек, причем страдают ею даже люди, не достигшие тридцатилетнего возраста. Учитывая, что обе группы машинистов испытывают совершенно одинаковый «рабочий стресс» и подпадают под влияние «классических» факторов риска для сердечно — сосудистых заболеваний, связанных с питанием, курением и т. д., причиной возникновения и развития ишемической болезни у машинистов электропоездов можно считать магнитные поля.
В ходе исследований, выполненных в рамках международного проекта, удалось выяснить, что и на швейцарской железной машинисты электропоездов болеют на 25 % чаще, чем среднестатистические железнодорожники. И умирают они от сердечно — сосудистых заболеваний чаще и в более молодом возрасте.
Обследование работающих на тяговой подстанции железной дороги показало, что машинисты и их помощники чаще страдают гипотрофией и ишемической болезнью сердца.
Машинисты электровозов и их помощники занимают первое место по уровню заболеваемости и смертности от инфаркта миокарда и инсульта. Их продолжительность жизни в среднем составляет 50 лет. Среди работников распространено депрессивное состояние [7, 10].
Результатом хронического воздействия ЭМП высоких и сверхвысоких частот являются изменения со стороны сердечнососудистой системы: снижение артериального давления, брадикардия, замедление внутрижелудочковой проводимости, а также дисбаланс содержания ионов калия, кальция и натрия в крови [8].
Ишемическая болезнь сердца у машинистов электролокомотивов регистрируется, начиная с 20–29 лет, и встречается в 2 раза чаще, чем у машинистов пригородных электропоездов [4, 9,11].
В настоящее время считается, что железнодорожный транспорт в густонаселенном городе генерирует мощные электромагнитные излучения большой протяженности. Растекаясь от рельсов, электрические токи концентрируются на металлических поверхностях подземных трубопроводов, на коммуникационных кабелях и других предметах, имеющих более высокую проводимость, чем земля, что существенно увеличивает электромагнитное загрязнение города.
Если облучение людей превышает указанные предельно допустимые уровни, то необходимо применять защитные средства.
Защита человека от опасного воздействия электромагнитного облучения осуществляется рядом способов, основными из которых являются: уменьшение излучения непосредственно от самого источника, экранирование источника излучения, экранирование рабочего места, поглощение электромагнитной энергии, применение индивидуальных средств защиты, организационные меры защиты.
Литература:
1. Агаджанян Н. А. Влияние магнитных полей на биообъекты различного уровня организации /Электронный ресурс. — 2002.
2. Байрамов А. А. Электромагнитный смог в помещениях /А. А. Байрамов //Петерб. журн. электроники. — 2004. — № 2(39).-С.53–56.
3. Василенко О. И. радиационная экология: [учеб. пособие] /О. И. Василенко. — М.: Медицин6а, 2004. — 216 с.
4. Глебов В. В. Экологическая безопасность в области искусственных электромагнитных излучений и здоровье человека /В. В. Глебов, О. М. Родионова //Биополевые взаомодействия и мед. технологии: материалы тр.междунар.науч.конф., Москва, 16–18 апр.2008. — М.: Моск. НТОЗЭС им.А. С. Попова, 2008, 2008. — С.98–102.
5. Давыдов Б. И. электромагнитные поля: возможен ли канцерогенный риск? /Б. И. Давыдов, В. Г. Зуев, С. Б. Обухова //Авиакосм. И экол. Медицина. — 2003. — Т.37, № 2. — С.16–19.
6. Иванов В. Б. облучение экспериментальных животных низкоинтенсивным крайневысокочастотным электромагнитным полем как фактор канцерогенеза /В. Б. Иванов, Т. И. Субботина, А. А. Хадарцев и др. //Бюл.эксперимент. биологии и медицины. — 2005.- т.139, № 2. — С.211–214.
7. Казарян Г. М. Радиофизические и экологические аспекты наземной микроволновой линии передачи энергии /Г. М. Казарян, А. В. Рудаков, В. Л. Саввин //Вестн. Моск.ун-та. Сер. 3. Физика. Астрономия. — 2005. — № 5. — С.23–26.
8. Кольчугин Ю. И. проблемы и перспективы обеспечения охраны труда по электромагнитному фактору /Ю. И. Кольчуги //Вестн. СОНИИР, — 2004. — № 2(6).- С.4–8.
9. Кудрин В. А. Электромагнитное излучение и заболеваемость водителей локомотивов железнодорожного транспорта /В. А. Кедрин// Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте: сб. науч.-практ. работ /ВНИИ железнодорожной гигиены и др. — М., 2001. — С.243–246.
10. Кукушкин В. Д. Аспекты радиационной и электромагнитной безопасности жилых помещений /В.Д.кукушкин, М.Е.гошин//Актуальные проблемы инженерного обеспечения в АПК: сб. науч. тр. 30 юбил. науч.-практ. конф. Ч.2. — Ярославль: ЯГСХА, 2007.- С.85–89.
11. Переверзев И. Г. К вопросу классификации рабочих мест персонала ОАО «РЖД» по степени опасности электромагнитного влияния /И.Г.переверзев// техносферная и экологическая безопасность на транспорте: междунар. науч.- практ. конф., Санкт-Петербург, 21–23 ноября. 2007. — СПб.: ПГУПС, 2007. — С.72–75.
12. Электромагнитные поля в биосфере (в 2-х томах). Т.1. Электромагнитные поля в атмосфере Земли и их биологическое значение. — М.: Наука, 1984.- 375с.
13. Электромагнитные поля в биосфере (в 2-х томах). Т.ІІ. Биологическое действие электромагнитных полей. — М.: Наука, 1984.- 321с.
Профзаболевания машинистов метро – риски и причины
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
ТБИЛИСИ, 7 июн — Sputnik. Любая профессия требует не только усердного труда и самоотдачи, но и влечет за собой ряд профзаболеваний, которые возникают у людей из-за сидячего образа жизни, нахождения в непривычной для человека среде, ненормированного графика и других причин.
Тбилисское метро, которое не работало с понедельника, открылось в среду днем. Машинисты метро прекратили забастовку после проведения внутренних консультаций. Мэр Тбилиси Каха Каладзе до последнего заявлял, что у «Тбилисской транспортной компании» нет средств на повышение зарплат машинистам. Изначально он даже обвинил машинистов в шантаже, но позже лично встретился с ними и провел переговоры.
В мэрии заявили, что ежемесячная зарплата инструктора-машиниста превышает 2,1 тысячи лари (более 870 долларов), а машиниста – более 1,8 тысячи лари (более 737 долларов), что выше средней. При этом машинисты требовали увеличения оплаты труда на 45%.
Машинисты метро Тбилиси проводят под землей восемь часов в сутки, где нехватка воздуха, высокая концентрация вредных веществ, пыль железа, частицы свинца вызывают много заболеваний. Часть зарплаты, по словам самих машинистов метро, уходит на лечение профессиональных заболеваний.
«Естественно человек должен быть в привычной для него среде, на воздухе, над, а не под землей. Человек, исходя из своей физиологии, должен работать на земле. Но есть такие профессии, как шахтер или работник метрополитена, которые находятся под землей. Метро есть во всем мире, и люди там как-то работают и не умирают, но у них есть соответствующее медобслуживание, чтобы они могли работать в таких условиях», — сказала профессор, доктор медицинских наук Мака Булеишвили в интервью Sputnik Грузия.
Профессия машиниста метро довольно сложная и со временем она может вызвать ряд серьезных патологий, отметила Булеишвили. Первое и самое главное заболевание, которое возникает у машинистов – это так называемая вибрационная болезнь (профессиональное заболевание, обусловлено длительным воздействием вибрации в условиях производства).
«То есть, когда человек постоянно находится над воздействием движения, шума, это вызывает нарушение работы слухового аппарата, мышечную слабость, а также слабость конечностей, возможно развитие варикозных вен, возникают проблемы и с сердечно-сосудистой системой, кровообращением», — подчеркнула Булеишвили.
У машинистов метро из-за сидячего образа жизни может нарушиться работа как центральной, так и периферической нервной системы.
«Работники метро привыкают говорить громко. Даже мы, когда находимся в метро, из-за шума тоже начинаем кричать, говорить очень громко. Это негативно отражается на работе головного мозга. Может развиться невроз», — рассказала Булеишвили.
По ее словам, у машинистов метро может развиться и так называемый «страх солнца». Из-за того, что большую часть времени они проводят под землей, глаза начинают остро реагировать на дневной свет, он становится для них непривычным.
«А ведь солнечные лучи необходимы человеку, чтобы организм выработал витамин Д. Представьте себе, что происходит, когда в течение всей жизни человеку приходится находиться в таких условиях. В свою очередь, нехватка витамина Д может вызвать такие заболевания, как остеопороз, остеопения и др.», — отметила Булеишвили.
Аллергическая реакция – еще одна проблема, которая может возникнуть у машиниста метро. Вызвать ее может специфический и своеобразный запах, который стоит в метро. Она также может стать причиной возникновения хронической обструктивной болезни легких, для которой характерно частично необратимое ограничение воздушного потока в дыхательных путях.
«Безусловно, есть очень много факторов, которые могут ухудшить состояние здоровья машинистов метро. Когда человек долго находится под землей, развивается авитаминоз, железодефицитная анемия. В целом, когда кровообращение в организме нарушается, пострадать может любой орган. У меня были пациенты машинисты, и у большинства из них были проблемы, связанные с конечностями. Они жаловались на то, что у них то леденеют ноги, то немеют, что указывало на варикозное расширение вен», — подчеркнула Булеишвили.
Жизнь за пультом: плюсы и минусы профессии машиниста
Когда мы отправляемся в путь на электропоезде, то не видим человека, который отвечает за нашу жизнь в поездке. Работа машиниста скрыта от глаз, но очень важна и ответственна. Нам она кажется простой, ведь сейчас всё автоматизировано: нажимай на кнопочки, двигай рычаг и сиди на месте целый день. Но на самом деле это далеко не так.
О нюансах профессии пассажирам известно мало. Но, может быть, вы из тех, кто с детства мечтает управлять такой большой и величественной машиной, как электропоезд? Корреспондент «Радио 1» побеседовала с машинистом-наставником с полувековым опытом работы Владимиром Паньшиным.
Какими качествами должен обладать машинист поезда?
Это человек, управляющий пассажирскими или грузовыми поездами различных назначений. Машинист управляет локомотивом. Одно из главных требований – крепкое здоровье, потому что работа сложная. Вставать надо рано, к ненормированному графику сложно привыкнуть. Конечно, нужны хорошее зрение и острый слух. В начале и после смены – проверка здоровья. У машиниста должны быть быстрая реакция, уверенность в себе и своих действиях. Он должен быть спокоен – ведь он работает с людьми. Если что-то случилось, например, вагон не отапливается, он должен успокоить пассажиров, объяснить, в чём причина и постараться исправить. Люди тебе зарплату платят, твоя обязанность – квалифицированно их обслужить.
Существуют ли какие-то требования к внешнему виду?
Конечно! Одеваешься в форму по погоде, опрятно. Раньше надо было быть гладко выбритым, но сейчас я видел мужчин, которых допускают за пульт управления с бородой. Думаю, это связано с религиозными обычаями, например, если ты мусульманин. Обувь – туфли, в кроссовках нельзя. Из аксессуаров – часы.
Какие плюсы и минусы у вашей профессии?
Я бы хотел начать с минусов: ночная работа – это сложно. Ведь не зря же машинист на пять лет раньше уходит на пенсию. Едешь в одном направлении утром, например, два часа, и не имеешь права поесть, а хочется. От этого развивается одна из частых профессиональных болезней – гастрит. Многочасовой рабочий день в сидячем положении приводит к ещё одной болезни – геморрою. Да и вообще это негативно сказывается на общем физическом состоянии. Если ты не ладишь с техникой, тебе не подойдёт эта карьера. Ну и самое нехорошее – это несчастные случаи. Это очень сильно действует на психику, особенно молодых помощников машинистов.
Машинист обязан вызвать полицию на пути, скорую, очистить локомотив, его колеса и рельсы и дальше трогаться в путь. Хотя по регламенту в таких случаях машиниста должны освобождать от работы на остаток дня, но, как правило, он идёт на рейс дальше, потому что работать за него некому.
Плюсов, конечно, тоже немало. Это многочисленные бонусы в виде льгот, чистое рабочее место, бесплатный проезд на электричке и раз в год – на поезде дальнего следования по России, льготы на ипотеку, кредиты, полный медицинский осмотр раз в год, ранний выход на пенсию, пролонгированный отпуск, повышенная зарплата без задержек, неплохая пенсия, возможности карьерного роста, востребованность профессии. И, конечно, романтика дорог и постоянное движение. Если честно, меня это и привлекло в профессии. Ну и некий престиж, – покрасоваться перед дамами!
Много ли машинистов увольняются в первые годы работы? По какой причине это происходит?
Думаю, где-то 25% людей понимают, что это не их профессия и уходят. Половина уходов происходит после несчастных случаев, не все способны перебороть это в себе, начинается истерики, человек винит себя в гибели другого. Это сложный вопрос в нашей профессии, все всё понимают. Хочется просто сказать: держитесь подальше от железной дороги, если вы пьяны или в депрессии, будьте бдительны и берегите то, что дано вам Богом. Ну и вторая половина – это люди, физически не выдерживающие ранние подъемы, долгие рабочие дни или возможность в новогоднюю ночь быть не с семьей и друзьями. Последнее особенно распространено среди молодых машинистов. В праздники электрички тоже ездят, люди в вас нуждаются, вы знали куда идёте работать. Зачем тогда тратить годы обучения, если вы уходите после такого незначительного ограничения?
Где учиться на машиниста?
После 9 класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза или электровоза или пойти в техникум на направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Студент получает квалификацию техника и на последних курсах осваивает профессию помощника машиниста. Зарплата у помощника невысока, а нагрузки приличные, поэтому стоит идти учиться дальше на машиниста. Тем более, что при выпуске из колледжа в вуз вас могут принять по упрощённому сценарию или без сдачи ЕГЭ.
Один из ведущих вузов по этому направлению – Российский университет транспорта, МИИТ, где есть бюджетные места и платная основа. Дальнейшее обучение и карьерный рост проходят уже непосредственно в кабине поезда. После двух лет, набрав необходимый опыт и сдав экзамен, можно получить третий класс. Второй класс доступен ещё через два года постоянной работы с условием, что сотрудник трудится без нареканий и аварий и также после успешной сдачи экзамена. Первый класс присваивается тем машинистам, кто качественно отработал еще не менее трёх лет. В чем разница между классами? В заработной плате, конечно. Поэтому поговорка «учиться, учиться и ещё раз учиться» как нельзя лучше подходит машинистам, желающим неплохо зарабатывать.
А что по заработной плате?
Она разнится в зависимости от региона, квалификации машиниста и разных других факторов. Помощники начинают от 20-30 тыс рублей, машинист может зарабатывать в пределах 100 тыс рублей. Но стоит учитывать, что предусматриваются дополнительные выплаты, например, за выход в праздничный день или квартальные премии, годовые и за выслугу лет. Большинство молодых ребят идут в машинисты как раз из-за хорошей зарплаты, которую им точно выплатят в срок.
Технический прогресс не стоит на месте, и уже сейчас во многих городах мы можем видеть роботизированные вагоны, которые полностью на автономном управлении. В связи с этим вопрос: какие перспективы ждут вашу профессию?
Вы правы, техника не стоит на месте, но спрос на квалифицированных машинистов, в связи с этим не упал. В нашей стране опасаться того, что машины заменят человека, не стоит ещё лет 30 точно. Это мои прогнозы. Спрос на рынке труда высок. Работодатели готовы хорошо платить, а значит, водителям локомотивов это сулит хорошие перспективы. Поэтому ребята, идите на машиниста, если вы крепкие телом и духом, желаете хорошо зарабатывать и быть полезным обществу!