чем восхищается фамусов 2 действие 2 явление
Анализ монолога Фамусова действие 2 явление 2
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!» находится в явлении 2 действия II, адресован он Чацкому в ответ на его «возмутительную» реплику: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом монологе поднимается тема отцов и детей. Фамусов – представитель «века минувшего», Чацкий – «века нынешнего». Фамусов дает Чацкому урок, как нужно жить, чтобы заслужить его благоволение и стать зятем.
Фамусов – консерватор, ему не нравятся перемены, происходящие в обществе. Он говорит о порядках, царивших раньше. Вельможи придворные были важные, смотрели свысока, и пили и ели иначе.
Павел Афанасьевич вспоминает дядю, ныне покойного, который служил при дворе и ставит его в пример. Достоинства дяди заключались в том, что он на золоте едал, «весь в орденах; езжал-то вечно цугом». Для Фамусова на первом месте стоят материальные ценности, чины, милость монарха. Он не говорит о дядином уме, душевных качествах, из дядиных талантов самыми ценными являются способности угождать, кланяться, изворачиваться, пресмыкаться. В этом ему не было равных.
Он, когда надо было «подслужиться», сгибался вперегиб. Однажды на приеме оступился, царица улыбнулась. Он встал, хотел поклониться и упал нарочно, царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – говорит с восхищением Фамусов. После этого случая он вознесся при дворе. Оценивая этот поступок, Павел Афанасьевич называет дядю смышленым.
Дядина жизнь – идеал Фамусова. Невозможно представить, чтобы Чацкий так поступал. Этим монологом Грибоедов показывает разложение общества.
Анализ монолога Фамусова действие 2 явление 2
Анализ монолога Фамусова действие 2 явление 2
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!» находится в явлении 2 действия II, адресован он Чацкому в ответ на его «возмутительную» реплику: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом монологе поднимается тема отцов и детей. Фамусов – представитель «века минувшего», Чацкий – «века нынешнего». Фамусов дает Чацкому урок, как нужно жить, чтобы заслужить его благоволение и стать зятем.
Фамусов – консерватор, ему не нравятся перемены, происходящие в обществе. Он говорит о порядках, царивших раньше. Вельможи придворные были важные, смотрели свысока, и пили и ели иначе.
Павел Афанасьевич вспоминает дядю, ныне покойного, который служил при дворе и ставит его в пример. Достоинства дяди заключались в том, что он на золоте едал, «весь в орденах; езжал-то вечно цугом». Для Фамусова на первом месте стоят материальные ценности, чины, милость монарха. Он не говорит о дядином уме, душевных качествах, из дядиных талантов самыми ценными являются способности угождать, кланяться, изворачиваться, пресмыкаться. В этом ему не было равных.
Он, когда надо было «подслужиться», сгибался вперегиб. Однажды на приеме оступился, царица улыбнулась. Он встал, хотел поклониться и упал нарочно, царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – говорит с восхищением Фамусов. После этого случая он вознесся при дворе. Оценивая этот поступок, Павел Афанасьевич называет дядю смышленым.
Дядина жизнь – идеал Фамусова. Невозможно представить, чтобы Чацкий так поступал. Этим монологом Грибоедов показывает разложение общества.
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
«Горе…»в вопросах
Размещено 6.11.19 в рубрике 9 класс
/Основные вопросы по 2 действию:
3. 1. В чём комизм ситуации?
Комментарии
1. Фамусов восхищается высокими чинами, статусом.
Чацкого возмущает «прислужничество», корыстное подобострастие, уважение человека за один лишь чин.
2. Брат Скалозуба служил вместе с ним, затем ушел в деревню «читать книги». Речь Скалозуба без особых изысков, иногда содержит жаргонные слова: показывает характер Скалозуба как человека прямолинейного и честного, хотя и не слишком глубокого, демонстрирует влияние службы в армии на его личность.
3. Комизм ситуации состоит в контрасте между суждениями Чацкого и действиями остальных персонажей (в основном Фамусова), которые и потверждают все то, что говорит Чацкий.
1) Фамусов восхищается чинами. Он считает, что человек должен иметь высокий чин: » Именьем, брат, не упрекай оплошно, А, главное, поди-тка послужи.»
Чацкого возмущает то, что хороший человек, муж обязательно должен обладать чином: «И точно начал свет глупеть,… Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;»
2) Брат Скалозуба тоже солдат, должен был получить чин. Речь Скалозуба сдержана, он говорит немного: «Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили…. В тринадцатом году мы отличались с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.»
Скалозуб — солдат. Он добился высоких чинов. Он говорит то, что считается нормальным в обществе. Своих мыслей у него нет.
3) Комизм ситуации заключается в столкновении противоположностей. Чацкий привык выражать свои мысли открыто, в то время как в обществе считается нормальным не говорить свои мысли, подстраиваться под ситуацию, людей.
1. Фамусов восхищается Максимом Петровичом, своим дядем. При службе двора Екатерины 2 он смог много добиться просто выполняя приказы.»Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.»
Чацкий возмущается тем, что гости и Фамусов считают что лучше делать то, что приказали высшие чины, то есть «подкоблучники»и унижать себя что бы получить чин, и он вощмущается этим.» И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;»
2. В тексте не указано имя его брата, но известно что он бросил службу и читал книги. У Скалозуба низкий и хриплый голос, говорит он басом. Скалозуб глупый человек, даже Софья говорит это «…Он слова умного не выговорил сроду…», и он всё время думает о службе, поэтому больше службы он думать не может.
3. В том что Чацкий пытается найти общий язык и поменять их взгляды в свою сторону, Фамусов и т. Д.
1.Фамусов восхищается поколением, которое жило при Екатерине Великой и льстило и развлекало ее с целью получить новую должность, уважение: «Раскланяйся — тупеем не кивнут». Чацкого возмущает это, ему не нравится, что ради внимания императрицы придворные готовы были жертвовать чувством собственного достоинства и здоровьем:
» Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!»
2. Брат Скалозуба — тоже офицер, служил вместе с ним, но затем все оставил и уехал в деревню. Речь Скалозуба отличается краткостью и точностью: «Мне совестно, как честный офицео». Это показывает Скалозуба, как человека, полностью поглощенного военной службой и не интересующегося книгами, о которых он отзывается негативно.
3. Комизм ситуации заключается в том, что Чацкий, обладая большими знаниями и прекрасно разбираясь в людях, не смог понять с самого начала тех, кого он знал с детства, а они в свою очередь не приняли его из-за своей косности.
1. Фамусов: восхищается высокими статусами, чинами. Восхищается дядей, Михаилом Петровичем, который служил пи Екатерине, имел очень высокое положение в обществе.
«Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.»
Чацкий: Чацкого возмущает то, что чтобы быть хорошим человеком надо иметь высокий чин.» Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
» Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;»
2. Брат Скалозуба- молодой человек, солдат, который должен был получить чин, но который оставил службу.
«Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.»
Речь: Говорит сдержанно, по-солдатски. Основная тема разновора-военная.
«У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале.»
» Однако за полком два года поводили.»
Как выражает внутренний мир: Скалозуба- полковник. У него нет своих мыслей, он говорит только про то что принято в обществе(чины, статус).
3. Комизм ситуации: Своими поступками и действиями люди в комедии сами ставят себя в смешное положение. В произведении наблюдается столкновение мнений, интересов, характеров, что тоже является комизм ом ситуации. Чацкий-человек со своими мыслями, ему есть, что сказать. Общество Фамусов-нет своего мнения, говорят то, что принято говорить.
2. Фамусов восхищается людьми, которые служат и советует Чацкому:» А, главное, поди-тка послужи»Однако Чацкого это возмущает. Так, он говорит:»Служить бы рад, прислуживаться тошно»
3. Скалозуб с братом раньше служили вместе. А теперь он сидит в деревне и читает книги:
«В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.»
Речь Скалозуба краткая. Из этого мы можем понять, что он- не очень общительный человек.
4. Все произведение построено на конфликте Чацкого и остального общества. В этом конфликте и есть комизм ситуации, ведь некоторые слова Чацкого бывают даже смешными. Так, вспомним, как он рекомендовал мужу Натальи Дмитриевной жить в деревне.
1) Фамусов восхищается дядей, Максимом Петровичем, так как служил при Екатерине, получал ордена. Когда нужно было подслужиться, он «сгибался вперегиб». Чацкий же возмущается этим. «Служить бы рад, прислушиваться тошно». Он предпочитает служить делу, а не людям «Кто служит делу, а не лицам… »
2) Брат Скалозуба — молодой человек, которому следовал чин, но он оставил службу. Вместо этого он начал читать книги. Речь Скалозуба краткая, сдержанная, только по делу. Через речь героя мы можем понять, что Скалозуба не любит болтать, сдержан, что соответствует его деятельности — военному ремеслу.
3) Комизм ситуации заключается в критичной противоположности Чацкого и «Фамусовской Москвы». Персонажи не сходятся во взглядах, из-за чего не понимают друг друга. Это мы можем увидеть в диалогах персонажей, которые в большинстве случаев выглядят комично из-за языка произведения и противоположности взглядов.
Пьеса горе от ума анализ 2 действия
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» высмеиваются нравы дворян 19 века. Автор поднимает извечный вопрос разницы взглядов поколений. Главное столкновение происходит между Чацким — адептом нового дворянства — и кругом общения Фамусова, где главное — не личность, а материальное состояние и звание. Но в тексте присутствует и романтический мотив. Делая анализ 2 действия «Горе от ума», необходимо учитывать все сюжетные линии.
Основные сюжетные линии и герои
При рассмотрении основных сюжетных линий необходимо выделить их участников. В первом случае — это люди одного возраста. Чем и объясняется некоторая наивность и пылкость чувств. В пьесе присутствует любовный треугольник:
Во втором случае речь уже идет о разных возрастах и воспитании. Это и отразилось на разнице взглядов. Отсюда вытекает второй конфликт пьесы — конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», участники которого:
Эти линии сюжета в тексте комедии взаимодействуют друг с другом.
Составляя краткий конспект по пьесе, необходимо обратить внимание в «Горе от ума» на 2 действие и его анализ. Для начала нужно взглянуть на список главных персон, приведенный в таблице, и их характеристики:
Павел Афанасьевич Фамусов | Управляющий казенного дома, уважающий чин, власть и богатство. |
Софья Павловна Фамусова | Дочь Фамусова, сообразительная и храбрая, но воспитанная в традициях «века минувшего». |
Алексей Степанович Молчалин | Секретарь Фамусова. Боязливый и скрытный. |
Сергей Сергеевич Скалозуб | Полковник. Не очень умный, но очень богатый человек. |
Александр Андреевич Чацкий | Друг Софьи, влюблен в нее. Смелый, с новаторскими взглядами на общественный строй. |
До появления Чацкого герои лгут друг другу, пытаясь что-либо скрыть. Для них это норма. И именно поэтому правдивые слова Чацкого в его монологах вызвали в других персонажах такое негодование и смену настроения.
Уже в действии 2 явлении 1 «Горе от ума» прослеживаются устаревшие взгляды Фамусова на общество и его ценности, где важным является не ум, честность и порядочность, а богатство и власть.
Зарождение конфликта
Во 2 явлении из 2 действия показано ядро зарождающегося конфликта между адептами «века минувшего» и «века нынешнего», Фамусовым и Чацким. Между Чацким и Фамусовым случился напряженный разговор. Столкнулись люди, принадлежащие к двум разным эпохам.
Сперва юноша только и может беседовать о Софье, дочери Фамусова, в которую влюблен с детства. Последний же, не желающий выдать дочь за Чацкого, наоборот, пытается уйти от этой неприятной ему темы. Но Чацкий не воспринимает слова Фамусова. Мысли о возлюбленной не покидают Чацкого, и он снова говорит о девушке.
Постепенно разговор Фамусова с молодым человеком меняется и становится напряженнее. Беседа о Софье перетекает в конфликт принципов, взглядов на жизнь, понятий нравственности и порядочности. Но отпечаток личного остается в этом споре, даже когда он превращается в совсем не личный. Тема Софьи не пропала, а переросла во второй завуалированный подтекст. Именно это есть причина вспыльчивости героев дискуссии.
Особое значение во втором явлении второго действия играет речь Чацкого: «И точно, начал свет глупеть…», в которой сравнивается «век нынешний» и «век минувший». Он не старается переубедить Фамусова, он просто страстно верит в то, что говорит, и пытается защитить свои принципы и взгляды, которые для него важны и обязательны.
Возможно, немалую роль здесь играет возраст героя, ведь он молод и горяч, страстно верит в то, о чем говорит. Он убежден, что «век минувший» должен уйти в прошлое, уступив права «веку нынешнему», который принесет благие изменения и свободу.
Столкновение мнений
Но когда в пьесе появляется полковник Скалозуб, то становится понятно, что молодость — это еще не показатель принадлежности к «веку нынешнему». Полковник ненамного старше Чацкого, но, несмотря на недалекий ум, уже «выслужился» до высокого чина и придерживается тех же взглядов, что и Фамусов, который считает полковника достойным человеком и первым кандидатом в мужья своей дочери Софье.
Чацкий же, наоборот, не терпит лести, подобострастия и раболепства, что видно при разборе его монолога «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он хочет служить делу, а не людям. И именно поэтому он покинул свою довольно перспективную должность. Чацкий, понимая, что Фамусов и Скалозуб его осуждают и даже жалеют, не может сдержать чувств и произносит монолог «А судьи кто?»…
Выдержка покидает героя, он открыто начинает конфликтовать с собеседниками, резко и негативно выговаривая им в лицо свое мнение о порядках сегодняшнего времени, «века покорности и страха», где царят подхалимство, гордыня и подражание, в том числе давая нелестную характеристику всему иностранному.
Фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему родному, национальному. Чацкий же, несмотря на то что последнее время провел заграницей, наоборот, ценит свою культуру, свой язык, свои традиции. Он критикует крепостное право, считая, что любой человек достоин свободы и что взгляды и убеждения — это личное дело каждого.
Ситуация обостряется тем, что герой видит реакцию Софьи на незначительную травму Молчалина. Чацкий умен и умеет читать между строк. Он догадывается, что больше не мил той, которую любит. Он понимает, что планы на счастливый брак с любимой девушкой рушатся и возвращение на Родину теряет свой смысл. Он усвоил этот урок.
Итак, проанализировав диалог персонажей во втором действии пьесы «Горе от ума», можно сделать вывод, что в произведении четко прослеживается конфликт двух поколений, двух миров:
Для Фамусова, Скалозуба и Молчалина во главе угла стоит чин, богатство. Для Чацкого — принести пользу обществу.
Автор говорит о том, что «век минувший», где царит фамусовское общество, изжил себя и ему должен прийти конец. Он должен смениться «веком нынешним» с новыми людьми, подобными Чацкому.
«Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)»
Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги и положения в соответствии с условиями сцены, в соответствии с развивающимся на сцене драматическим действием.
Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», мы видим стройную систему развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь, господствующие идеи и самые разнообразные жизненные типы.
Чтобы понять, в чем заключается сущность конфликта между Чацким и Фамусовым, следует обратиться ко второму явлению второго действия. Именно здесь между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, исполненный большого драматического напряжения. Сталкиваются герои, думающие о разном и по-разному. В начале разговора Чацкий говорит о Софье и только о Софье:
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?
У вас в лице, в движеньях суета.
Фамусов, имеющий свои планы относительно Софьи и боящийся Чацкого как возможного претендента на ее руку, о Софье с Чацким как раз меньше всего желает говорить. Он старается увести от этой темы:
Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!
Чацкий точно не понимает Фамусова или не хочет понять. Мысль о Софье у влюбленного Чацкого — навязчивая идея. Он снова ведет речь о ней:
Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?
Упорство Чацкого в избранной им теме приводит Фамусова в сильнейшее раздражение и гнев:
Тьфу, господи прости! пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?
Постепенно диалог между Чацким и Фамусовым становится все более острым. Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей, нравственных понятий. Столкновение на личной почве делается по своему характеру столкновением политическим и мировоззренческим. Но резкая печать личного остается на этом споре и тогда, когда он становится совсем не личным. Тема Софьи отнюдь не исчезает вовсе: она уходит только в глубочайший подтекст. Именно этим объясняется предельная горячность спора и крайняя запальчивость спорящих.
Споря с Чацким, защищая свой взгляд на вещи и свои идеалы, Фамусов еще больше, чем в сцене с Петрушкой, высказывает всю ретроградность и своих взглядов, и своих идеалов. Его рассказ о Максиме Петровиче, который «на золоте едал» и, когда было нужно, перед императрицей «отважно жертвовал затылком», открывает для Чацкого возможность страстной отповеди, позволяет ему проявить всю силу и остроту ума:
Свежо предание, а верится с трудом.
Чацкий открыто издевается над идеалами Фамусова:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…
Слова Чацкого о смехе Фамусов, должно быть, принимает особенно близко к сердцу. Смех действительно страшит его больше всего. Недаром, когда Чацкий начинает иронизировать над ним и над его идеалами, гнев и раздражение Фамусова переходят всякие границы. Все, что он теперь говорит, он говорит вне прямой зависимости от слов Чацкого:
Ах! боже мой! он карбонари!
Что говорит! и говорит, как пишет!
Он вольность хочет проповедать!
Да он властей не признает!
В кульминационный момент сцены Фамусов совсем уже перестает слушать что-либо. Грибоедов это оговаривает специальной ремаркой. Ремарка дается тогда, когда слуга объявляет о приходе Скалозуба, ведь это Скалозуба прочит Фамусов в женихи своей дочери, это его он поджидал с радостью и нетерпением. Но когда тот явился, он «ничего не видит и не слышит».
Важное место во втором явлении II действия занимает монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова, — это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Наивность Чацкого не в том, что он пространно объясняется с Фамусовым, пытаясь убедить его в верности своих мыслей, а прежде всего в том, что он считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо.
Как опровержение этой иллюзии Чацкого появляется Скалозуб. Он немногим старше Чацкого, но является ярым защитником «века минувшего». Чацкий, слыша, что его «жалеют» союзники в споре Фамусов и Скалозуб, не может сдержать негодования. Монолог «А судьи кто?…» (действие второе, явление пятое) рожден протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба! Сдержанность оставляет героя, и он открыто вступает в конфронтацию с людьми, которые являются «столпами» общества, резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».
Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого» подражанья иностранцам. Намекая на французов-иностранцев, живших в богатых дворянских домах, он говорит:
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Обрушиваясь на «отцов отечества», которых следует принять за образцы, Чацкий критикует крепостнические порядки, которые способствуют безнаказанности правящих кругов: обмен и продажу крепостных слуг, бесчеловечное отношение к крепостным детям. Отстаивая свободу мыслей и мнений, Чацкий признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.
Таким образом, вслушиваясь в диалог двух героев: Фамусова и Чацкого, мы видим конфликт двух поколений. Фамусову, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий, передовой человек «века нынешнего». Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, умного, проницательного, с высокими идейными убеждениями, с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Оценивая роль Чацкого в комедии «Горе от ума», И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «…Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участия», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увозя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацкого — терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».
Монолог Фамусова учить из Горе от ума
Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, * А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить…
Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; * Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся – тупеем * не кивнут. Вельможа в случае * – тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге * ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь – уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему – смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, – нутка!
А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, * Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы * Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор * негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки. Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников * не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! – Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, – Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!