чем были заменены коллегии при александре 1
В России учреждены министерства вместо коллегий
Памятная монета: 200-летие образования российских министерств
(8) 20 сентября 1802 года в России на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств» вместо существовавших ранее коллегий были образованы 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Каждое министерство получило «Наказ», т.е. положение, которым определялись его задачи. Самым большим и многопрофильным стало Министерство внутренних дел.
Структурные подразделения в министерствах строились по функциональному принципу. Они назывались экспедициями, впоследствии – департаментами. Для объединения деятельности министерств, все министры собирались на общие совещания – составлять «Комитет министров», на заседаниях которого часто присутствовал и император Александр I.
В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных ему учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве.
Для обсуждения важнейших государственных дел и законов Александром был устроен «Совет непременный», состоявший из 12 членов, вместо случайных и временных совещаний при императрице Екатерине II и императоре Павле I.
В 1811 году внутренняя организация, порядок деятельности и права министерств были определены «Общим учреждением министерств». Министры имели одного или несколько товарищей (заместителей), являлись членами Комитета министров и Государственного совета, и должны были присутствовать в Сенате. Общее делопроизводство велось в канцеляриях министров, и порядок его сохранялся до 1917 года.
Наиболее значительные изменения в составе министерств, их названии и количестве происходили в 1905-1917 годах. После установления советской власти в 1917 году на базе министерств были созданы народные комиссариаты – наркоматы, которые в 1946 году вновь были названы министерствами. После ряда преобразований министерства и сегодня сохраняются в Российской Федерации.
История России. Министерства при Александре I.
Теория по кодификатору.
2.1.8.Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой
половине XIX в.
Министерства при Александре I.
Образование министерств, их отличие от коллегий, первые министерства и их структура.
До министерств: коллеги (до них- приказы).
Отличие министерств от коллегий:
Коллегии
Министерства
Центральные административные органы.
Центральные органы исполнительной власти.
Принцип коллегиальности принятия решения (вопросы обсуждались и принимались большинством голосов).
Принцип единоначалия, министр подчинялся лично императору, представлял императору через Сенат ежегодные письменные отчеты с обоснованием в них расходования средств структурами министерства, с указанием результатов в содеянном, состояния дел и возможных перспектив.
Во главе – президент, был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии.
Во главе – министр (руководитель), обладал большой самостоятельностью.
Его заместитель – товарищ министра.
Отсутствие конкретного ответственного за решения.
Персональная ответственность министра.
Медлительность в принятии решений.
Оперативность принятия решений.
Отсутствие чёткой регламентации функций коллегий, что снижало скорость их работы.
Чёткая регламентация функций министерств. Министерства управляли не только общегосударственными делами, но и местными, вверенными им структурами, поддерживая с ними постоянные связи.
Члены коллегий назначались Сенатом (высшим государственным органом), но с учетом мнения императора.
Министры назначались лично императором.
Наряду с первыми восемью министерствами в 1809 г. были учреждено
Из МВД были выделены Министерство полиции и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (в 1819 г. и, соответственно, в 1832 г. они вновь вошли в Министерство внутренних дел).
Тогда же было ликвидировано Министерство коммерции, его функции были переданы в Министерство финансов.
В 1811 г. было образовано Главное управление ревизии государственных счетов (в 1836 г. реорганизованное в Государственный контроль).
До министерств: приказы, коллегии.
Министерская система базировалась на вертикальном подчинении главе каждого ведомства системы местных отраслевых учреждений.
Служащие каждого ведомства отличалось особой формой мундира, а также некоторыми особенностями порядка чинопроизводства и пенсионного обеспечения. Все должности образующих данное ведомство учреждений были расписаны по классам.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Чем были заменены коллегии при александре 1
8 (20) сентября 1802 г. на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств» вместо существовавших ранее коллегий в России было образовано 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел.
Каждое министерство получило «Наказ» (положение), которым определялись его задачи. Самым большим и многопрофильным стало Министерство внутренних дел. Провозглашалось, что каждый министр будет иметь инструкцию, которая точно определит объём его полномочий. Все вопросы, превышавшие министерскую власть, разрешались императором на основании министерского доклада.
Структурные подразделения в министерствах строились по функциональному принципу. Они назывались экспедициями, впоследствии — департаментами. Координация деятельности министерств происходила в рамках Комитета министров, на заседаниях которого часто присутствовал и император Александр I.
В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве.
Для обсуждения важнейших государственных дел и законов вместо случайных и временных совещаний, созывавшихся Екатериной II и Павлом I, Александр I учредил «Совет непременный», состоявший из 12 представителей титулованной знати.
В 1811 г. внутренняя организация, порядок деятельности и права министерств были определены «Общим учреждением министерств». Министры имели одного или несколько заместителей, являлись членами Комитета министров и Государственного совета, и должны были присутствовать в Сенате. Общее делопроизводство велось в канцеляриях министров, и порядок его сохранялся до 1917 г.
Наиболее значительные изменения в составе министерств, их названии и количестве происходили в 1905 – 1917 гг. После установления советской власти в 1917 г. на базе министерств были созданы народные комиссариаты (наркоматы), которые в 1946 г. вновь были преобразованы в министерства. После ряда преобразований министерства и сегодня сохраняются в Российской Федерации в качестве важного инструмента исполнительной власти.
См. также в Президентской библиотеке:
1802. Учреждение министерств вместо коллегий
Министерская реформа стала одной из наиболее известных реформ госуправления в Российском государстве, проведенных в начале XIX в. во времена правления Александра I. Реформы проводились в два этапа – в 1802-1803 гг. и в 1810-1811 гг. Итогом преобразовательных процессов стало появление министерств, которые заменили коллегии.
Подготовка к реформе
После коронации Александр I создает Непременный совет, заменивший 30.03.1801 г. Совет при Высочайшем дворе, возникший еще при Екатерине II. В последующем он был переименован в Государственный совет. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Этот принцип затем нашел отражения и в ряде принятых указов. Над подготовкой преобразований стал работать и созданный тайный совещательный орган – Негласный Комитет, который созывался при императоре в 1801-1803 гг. Через 1,5 года преобразованиям подверглись петровские коллегии, а затем появился указ, касающийся прав и обязанностей Сената.
Готовящаяся министерская реформа обсуждалась на 9-ти заседаниях Негласного Комитета. Затем, 08.09.1802 г., появился манифест «Об учреждении министерств». В структуре высшего уровня управления Российским государством было создано 8 министерств. Одновременно возникли ведомства, относящиеся к Государственному казначею и Экспедиции о государственных доходах. Коллегии не были ликвидированы полностью, а стали подчиняться министерствам или вошли в их структуру в статусе департаментов. Это в итоге привело к объединению двух типов системы управления — коллежского и министерского.
Реформы Сперанского
После того как реформы стартовали, Кочубей, являвшийся членом Негласного Комитета, берет в структуру подчиненного ему министерства внутренних дел М. Сперанского. С июня 1802 г. Сперанский стал руководить отделом при МВД, который был ответственным за подготовку документов и проектов по государственным преобразованиям. В 1802-1804 гг. он готовит ряд пояснительных записок, где описывал проблемы Российской империи и обосновывал необходимость реформ. Уже 20.02.1803 г. появился указ «о свободных (вольных) хлебопашцах». К его разработке непосредственно причастен М. Сперанский.
В очередной записке на имя императора в 1803 г. Сперанский указал все преимущества конституционной монархии и пути реформирования общества. Однако, оказавшись под давлением элиты дворянского сословия, Александр I был вынужден свернуть преобразования. К реформам удалось вернуться лишь в 1807 г.
В 1809 г. Сперанский готовит очередной документ, где обосновывает роль и значимость государственного управления в развитии российской промышленности.
Завершение министерской реформы
От имени министра внутренних дел В. Кочубея 28.03.1806 г. императору Александру I поступает «Записка об учреждении министерств», где предлагалось:
М. Сперанский ведет работу над систематизированием проблем в проведении министерской реформы. В октябре 1809 г. он предлагает план проведения преобразований внутриполитического пространства в России. Автор указывает на такие ключевые проблемы:
Чтобы устранить указанные проблемы, в 1810-1811 гг. начинается новый этап реформ. Это проявилось в появлении Манифеста «Об учреждении Государственного совета». В этот период формируется юридические предпосылки для претворения в жизнь реформаторских идей в виде 3-х актов законодательства:
Не менее значимым событие для совершенствования системы госуправления России стало открытие преобразованного Государственного совета. Произошло это 01.01.1810 г.
История России. Министерства при Александре I.
Теория по кодификатору.
2.1.8.Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой
половине XIX в.
Министерства при Александре I.
Образование министерств, их отличие от коллегий, первые министерства и их структура.
До министерств: коллеги (до них- приказы).
Отличие министерств от коллегий:
Коллегии
Министерства
Центральные административные органы.
Центральные органы исполнительной власти.
Принцип коллегиальности принятия решения (вопросы обсуждались и принимались большинством голосов).
Принцип единоначалия, министр подчинялся лично императору, представлял императору через Сенат ежегодные письменные отчеты с обоснованием в них расходования средств структурами министерства, с указанием результатов в содеянном, состояния дел и возможных перспектив.
Во главе – президент, был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии.
Во главе – министр (руководитель), обладал большой самостоятельностью.
Его заместитель – товарищ министра.
Отсутствие конкретного ответственного за решения.
Персональная ответственность министра.
Медлительность в принятии решений.
Оперативность принятия решений.
Отсутствие чёткой регламентации функций коллегий, что снижало скорость их работы.
Чёткая регламентация функций министерств. Министерства управляли не только общегосударственными делами, но и местными, вверенными им структурами, поддерживая с ними постоянные связи.
Члены коллегий назначались Сенатом (высшим государственным органом), но с учетом мнения императора.
Министры назначались лично императором.
Наряду с первыми восемью министерствами в 1809 г. были учреждено
Из МВД были выделены Министерство полиции и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (в 1819 г. и, соответственно, в 1832 г. они вновь вошли в Министерство внутренних дел).
Тогда же было ликвидировано Министерство коммерции, его функции были переданы в Министерство финансов.
В 1811 г. было образовано Главное управление ревизии государственных счетов (в 1836 г. реорганизованное в Государственный контроль).
До министерств: приказы, коллегии.
Министерская система базировалась на вертикальном подчинении главе каждого ведомства системы местных отраслевых учреждений.
Служащие каждого ведомства отличалось особой формой мундира, а также некоторыми особенностями порядка чинопроизводства и пенсионного обеспечения. Все должности образующих данное ведомство учреждений были расписаны по классам.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.