чего же ты собака хвастаешься военной храбростью
Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью
Прочтите отрывок из письма.
«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1) Автор письма — царь Алексей Михайлович.
2) Письмо было написано в XVI в.
3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник.
4) В письме упоминаются члены Избранной рады.
5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.
6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти.
2) Письмо было написано в XVI в. Да, верно, это фрагмент переписки Ивана Грозного с Курбским.
3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник. Да, верно, об этом свидетельствует фрагмент текста: «И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник. »
4) В письме упоминаются члены Избранной рады. Да, верно, это Сильвестр, А. Адашев.
5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо. Нет, неверно, в тексте указано, что Сильвестр и Адашев критиковали идею Ливонской войны.
6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти. Нет, неверно, они освободились в XV веке, а письмо написано в XVI веке.
Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью
Прочтите отрывок из письма.
«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1) Автор письма — царь Алексей Михайлович.
2) Письмо было написано в XVI в.
3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник.
4) В письме упоминаются члены Избранной рады.
5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.
6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти.
2) Письмо было написано в XVI в. Да, верно, это фрагмент переписки Ивана Грозного с Курбским.
3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник. Да, верно, об этом свидетельствует фрагмент текста: «И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник. »
4) В письме упоминаются члены Избранной рады. Да, верно, это Сильвестр, А. Адашев.
5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо. Нет, неверно, в тексте указано, что Сильвестр и Адашев критиковали идею Ливонской войны.
6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти. Нет, неверно, они освободились в XV веке, а письмо написано в XVI веке.
Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью
Послания Ивана Грозного
Книга состоит из двух основных частей. Первая часть представляет собой
посланий, выполненный Я. С. Лурье. Книга предназначена для студентов
высших учебных заведений, преподавателей, а также тех, кто занимается
углубленным изучением истории России.
Д.С.ЛИХАЧЕВА и Я.С.ЛУРЬЕ
ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ Я. С.ЛУРЬЕ
ЧЛЕНА КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР
В. П. АДРИАНОВОЙ-ПЕРЕТЦ
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР
Послания Ивана Грозного
Первое послание Курбскому (1564)
Погодинский список с продолжением по списку Археографической
Текст «сборников Курбского» ……….77
Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….128
Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….134
Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….140
Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….158
Послание Василию Грязному (1574) ……….184
Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….187
Послание Полубенскому (1577) ……….192
Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….201
Второе послание Курбскому (1577) ……….205
Послание Тетерину (1577) ……….211
Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….212
Послания от имени бояр
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….240
Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….246
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 247
Послание Гр. Ходкевичу от имени Мстиславского……….251
Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 252
Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….258
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….265
Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….266
Послания Ивана Грозного
Первое послание Курбскому (1564) ……….270
Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….323
Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….331
Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….336
Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….353
Послание Василию Грязному (1574) ……….370
Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….373
Послание Полубенскому (1577) ……….375
Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….384
Второе послание Курбскому (1577) ……….388
Послание Тетерину (1577) ……….392
Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….393
Послания от имени бояр
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….419
Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….424
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 425
Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 428
Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….433
Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….439
Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….440
Послесловие (В.П. Адрианова-Перетц) ……….442
Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV
Археографический обзор посланий Ивана Грозного.
(Составили Д.С. Лихачев и Я.С. Лурье) ……….495
ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО
Иван Грозный. Древнерусский портрет, находящийся в Копенгагене
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОМУ (1564)
ПОГОДИНСКИЙ СПИСОК С ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПО СПИСКУ
Царево государево послание во все его Росийское царство на
крестопреступников его, на князя Андрея Курбсково с товарищи о их
Бог наш Троица, иже прежде век сый*, ныне есть, Отец и Сын и Святый
Дух, ниже начяла имать, ниже конца, о немже живем и движемся есмы,
имже цари царьствуют и силнии пишут правду; иже данна бысть
единороднаго Слова Божия Иисусом Христом, Богом нашим, победоносная
херугви крест честный, и николи же победима есть, первому во
благочестии царю Констянтину и всем православным царем и
содръжителем православия. И понеже смотрения Божия слова всюду
исполняшеся, божественным слугам Божия слова всю вселенную, яко же
орел летанием (Испр.; П летаем.) обтекши, даже искра благочестия доиде
и до Росийского царствия. Сего православия истинного Росийского
царствия самодержавство Божиим изволением почен от великого царя
Владимера, просветившаго всю Рускую землю святым крещением, и
великого царя Владимера Мономаха, иже от грек достойнейшую честь
восприемшему, и храбраго великаго государя Олександра Невскаго, иже
над безбожными немцы победу показавшего, и хвалам достойного
великого государя Дмитрея (П Дмитрея нет ), иже за Доном над
безбожными агаряны великую победу показавшего, даже и до мстители
неправдам, деда нашего, великаго князя Иванна, и закосненным
Курбскому, отличается от обычного титула дипломатических грамот (ср. стр. 144). Как
обычно, этот титул начинается с перечисления атрибутов Бога (мы опускаем это
перечисление в переводе), но после этого следует не перечисление владений царя
грамотах), а изложение родословия русских князей, предков Грозного. «Врагами
христианства» царь называет польско-литовских правителей и военачальников, которых
русские источники того времени неоднократно обвиняли в разграблении православных
церквей; с этим связано и сравнение их с тремя византийскими императорами-
многочисленных посланиях (А. М. Курбский, Соч., изд. 1914. стлб. 411, 449, 461 и др.),
а впоследствии и в своем завещании (там же, стлб. 529), в связи с тем, что род его вел
свое происхождение от прежних ярославских князей (от князя Ивана Васильевича
Ярославского, потомка князей Смоленских).
прародителствия землям обретателя, блаженные памети отца нашего
великаго государя Василия, даже доиде и до нас, смиренных
скипетродръжания Росийского царствия. Мы же хвалим за премногую его
милость, произшедшую на нас, еже не ( П не нет) попусти десницы нашей
единоплеменною кровью обагритися, понеже не восхитихом ни под кем же
царьства, но Божиим изволением и прародителей и родителей своих
благословением, яко же родихомся во царьствии, тако и воспитахомся и
возрастохом и воцарихомся Божиим повелением, и родителей своих
благословением все взяхом, а не чюжее восхитихом. Сего православнаго
истинного христьянского самодержства, многими владычествы
владующаго, повеление, наш же кристьянский смиренный ответ бывшему
прежде православнаго истиннаго кристьянства и нашего самодержания
болярину и советнику и воеводе, ныне же крестопреступнику честнаго и
животворящего креста Господня, и губителю хрестьянскому, и ко врагом
кристьянским слугатою, отступлыши божественнаго иконнаго поклонения
Из письма Ивана Грозного
А что ты писал, будто бы «эти предстатели’ покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки»,— это справедливо, если речь идет об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были. А насчет бранной храбрости снова могу уличить тебя во лжи… Всем ведь известно, как жестоко пострадали православные от варваров — и от Крыма, и от Казани: почти половина земли пустовала. А когда мы. начали войну с варварами, когда в первый раз послали на Казанскую землю своего воеводу, князя Микулинского с товарищами, вы все говорили, что мы посылаем их в наказание, в виде опалы, а не для дела. Какая же это храбрость, если вы считаете службу за опалу? Так ли следует покорять прегордые царства? Бывали ли такие походы на Казанскую землю, когда бы вы ходили по желанию, а не по принуждению? Когда же бог оказал нам свое милосердие и покорил христианству этот варварский народ, то и тогда вы настолько не хотели воевать с нами против варваров, что из-за вашего нежелания к нам не явилось более пятнадцати тысяч человек’. А разве при взятии города (Казани) вы не собирались, напрасно губя православное воинство, начать битву и неподходящее время, и сделали бы это, если бы я вас не удержал? Когда же город. был взят, вы, вместо устроения, занялись грабежом! Это ли покорение царств, которым ты так надменно хвалишься? Лишь те воины достойны похвалы, которые воюют по собственному убеждению, с охотой.
Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами. сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас! Когда же мы послали тебя и нашего боярина и воеводу Петра Шуйского на год против германских городов, мне пришлось более семи раз посылать к вам, пока вы, наконец, пошли с небольшим числом людей и лишь после многих наших напоминаний взяли свыше пятнадцати городов. Это ли ваше старание, если вы берете города после наших писем и напоминаний, а не по собственному стремлению?
Поголовно мы вас не истребляем, но изменникам всюду бывает казнь: и в той стране, куда ты поехал, ты узнаешь об этом подробнее. Мы еще милостиво вас наказали,— если бы мы наказали тебя так, как следовало, то
тебе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу. Но мы, доверяя тебе, отправили в эту нашу вотчину, и ты изменил нам, как собака. »
С 1. Определите, к кому обращается Курбский в своём послании. Какое событие, связанное с автором и адресатом, предшествовало написанию письма?
С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее 3 аргументов, которые приводит Иван Грозный в защиту своей суровой позиции по отношению к изменникам.
С3 О каких войнах упоминает автор письма? Укажите их даты. Чем каждая их них закончилась для России?
С 4 Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI веке? (Назовите не менее трёх реформ). В чём заключалось их значение? (Назовите не менее 3 положений).
С5 Ниже приведены 2 точки зрения на опричнину.
1) Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.
2) Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.
Укажите, какая из названных точек зрения Вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх аргументов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью
ПРО100 ЕГЭ История запись закреплена
4.
«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты – ничтожество; дома ты – изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы «[ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», – это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
Города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея и от вас – не стоит подробно и рассказывать!»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1. Автор письма – царь Алексей Михайлович.
2. Письмо было написано в тот же период, что создано стрелецкое войско.
3. В период правления автора данного письма было ограничено местничество.
4. В письме упоминаются члены Избранной рады.
5. Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.
6. В том же веке, в котором было написано данное письмо, произошло восстание Ивана Болотникова.