чего не хватает в европе

Без еды, тепла и бензина: как кризис охватил всю Европу

Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

«Бентли» лучшего футболиста мира Роналду семь часов простоял в очереди на заправке в графстве Чешир, но так и не дождался бензина. Все из-за дефицита водителей бензовозов. На стоянках дальнобойщиков в графстве Суррей гораздо меньше машин, чем раньше.

В итоге пустеют супермаркеты. Вычеркивают пункты меню фастфуды. «Таймс» вышла со словами: дефицит превращает нас в советских домохозяек. При этом продукты у поставщиков есть, но вот доставлять их некому. Фермеры из Манчестера вынуждены выливать молоко.

А тут еще британская пресса пугает заголовками: Heating or eating. Отопление или еда. Мол, придется выбирать между ужином и теплыми батареями. Ведь цены на газ бьют рекорды. Европейские политики винят во всем Россию, забывая, что сами отказались от долгосрочных контрактов.

Подвел и курс на чистую энергетику: возобновляемые источники не оправдали надежд. В итоге Европа готовится встретить зиму фольгой и свечами. В Германии выпустили обучающий ролик, как согреться, если батареи остыли.

В польском Турове расконсервировали старые угольные шахты вопреки законам ЕС. Варшава получает штрафы по 500 тысяч евро ежедневно. Но это лучше, чем замерзнуть. В итоге местные жители выходят на митинги против еврозаконов, которые загнали их в угол.

А в эстонской Нарве пришлось запустить сланцевую электростанцию советских времен, что хоть как-то сдерживает рост цен.

Цены на электроэнергию водоворотом затягивают и цены на продукты. В итоге дорожает все. Греция: себестоимость выпечки хлеба растет каждый день.

Да и в самих пабах без него никак. Вот в этом заведении лондонского Кларкенуэлла объяснили: «Газ нужен, чтобы пиво подавалось из бочки. Само пиво не польется. Без газа мы не сможем работать».

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Пандемия коронавируса вызвала глобальную нехватку сырья и товаров

Еще одним источником проблем для строительной отрасли стало нарушение поставок из Индии — главного в мире производителя керамических изделий, в частности, садовой плитки. Резкая вспышка эпидемии в этой стране нарушила работу многочисленных предприятий и портов, в Европу направляется все меньше контейнеров. Среди причин сложившейся в Европе нехватки стройматериалов аналитики наряду с эпидемией коронавируса называют Брексит, временную блокировку Суэцкого канала, а также резко возросший спрос на ряд товаров и услуг.

Дорожают практически все строительные материалы: сталь, дерево, стекло, изоляционные компоненты, цемент и даже известка. Кроме того, заказанные материалы приходят с запозданием, стройки затягиваются. Президент французской федерации строителей Оливье Саллерон заявил, что строительство новых объектов под угрозой, Франция недополучит сотни тысяч квартир. Европейские застройщики ожидали роста цен, но не до такой степени. Главную причину они видят в том, что в Китае и США начался строительный бум, в то время как сталеплавильная отрасль не ожидала столь быстрого восстановления спроса. Дефицит стали настолько велик, что производители вводят квоты, которые в конечном счете бьют и по потребителю.

Аналогичная картина складывается с лесоматериалами, застройщикам не хватает досок, балок, рам и других деревянных компонентов. Европейские производители древесины снабжают в первую очередь американцев и китайцев, которые многократно переплачивают и отбирают «хлеб» у своих коллег в Европе. Ситуацию усугубляет массовый тренд на строительство деревянных домов, что вызвано как модой, так и современными экологическими требованиями. Если французские застройщики покупали до сих пор дерево по цене в 200-300 евро за кубометр при доставке на стройку, то американские конкуренты готовы платить 700 евро уже на выходе с лесопилки. Фактическое рейдерство американцев на европейском рынке связано и с тем, что для них стал слишком дорогим канадский лес — в результате 20% тарифа на канадскую древесину, введенного в 2017 году администрацией Дональда Трампа.

Контекст

чего не хватает в европе. 247557559. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-247557559. картинка чего не хватает в европе. картинка 247557559. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

Мировая продовольственная безопасность под угрозой

О беспрецедентном дефиците древесины и пиломатериалов сообщают немецкие строительные фирмы. Работы затягиваются, цены растут, и в конечном счете за это будет платить потребитель. В качестве основной причины немцы также называют повышенный спрос в Китае и США, которые скупают по завышенным ценам древесину на лесопилках Германии. При этом они не брезгуют и древесиной более низких сортов.

Австрийская «Штандарт» (Der Standard) отмечает серьезный дефицит чипов и полупроводников из Азии, который привел к росту стоимости бытовой электроники. Наряду с перебоями в поставках вырос спрос на телевизоры и домашнюю электронику — компьютеры и ноутбуки. Это объясняется условиями карантина, когда люди вынуждены жить и работать «на удаленке». По оценке маркетологов, цены на телевизоры премиального сегмента выросли за год на 30%, за ними неизбежно последуют компьютеры.

Тайваньский производитель компьютеров Asus уже предупредил, что рост цен на компьютерную технику неизбежен. Японская «Сони» (Sony) также проинформировала покупателей, что игровая приставка Playstation 5 будет дефицитным товаром вплоть до 2022 года. Большинство маркетологов уверено, что дефицит полупроводников продлится до середины 2022 года, что приведет к нехватке чипов, ограничит производственные мощности и вызовет рост цен. Увеличить производство практически невозможно, поскольку фабрики по производству электроники обычно работают на 95% мощности.

Примечательно, что нехватка компонентов негативно отразится и на автомобильной отрасли. Немецкая консалтинговая фирма Alix Partners исходит из того, что в 2021 году будет выпущено на 3,9 миллиона автомобилей меньше ввиду нехватки чипов. Это обойдется мировой автомобильной отрасли в 110 миллиардов долларов. В нынешних условиях автопром конкурирует за чипы с ИТ-индустрией и бытовой электроникой.

В Германии по данным немецких СМИ дефицитным товаром становятся велосипеды. Это также результат повышенного спроса (на 300 процентов), вызванного пандемией, так как люди избегают общественного транспорта. С другой стороны, вследствие коронавирусных ограничений и недопоставок комплектующих из Азии мировое производство велосипедов упало на 30 процентов. Потребители в Европе отмечают нехватку всех видов велосипедов — гоночных, детских, горных и гибридных.

В целом указанные проблемы, по мнению немецкого издания «Капитал» (Capital), ведут к значительному удорожанию стоимости товаров и сырья и негативно отразятся на кармане потребителей. Дефицит ресурсов носит глобальный характер, он касается также продовольственных культур — пальмового масла, сои и кукурузы. В свою очередь бум рассылок привел к дефициту упаковочного материала — картона и бумаги. Все это создает уникальную ситуацию, которая потребует создания новых производств и перестройки логистических цепочек, но на это уйдет время.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Газовый кризис в Европе. Кто виноват: ковид, погода или «Газпром»?

чего не хватает в европе. 120661081 gettyimages 1230798789. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-120661081 gettyimages 1230798789. картинка чего не хватает в европе. картинка 120661081 gettyimages 1230798789. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

Европе вновь приходится жечь уголь, чтобы восполнить дефицит газа

За 100 дней до Рождества дефицит газа грозит Европе ростом цен и перебоями с продовольствием. В некоторых странах уже не хватает удобрений, нечем оглушать свиней на скотобойнях, охлаждать ядерные станции и газировать пиво и лимонад. Растут счета за свет и газ, а с ними и недовольство избирателей.

В среду министры энергетики стран ЕС обсудили ситуацию и ничего не решили, но еврокомиссар Кадри Симсон пообещала, что Еврокомиссия в ближайшие недели разработает общие рекомендации: как облегчить кризис для 450 млн жителей 27 стран крупнейшего политического союза на планете.

Цены на газ в Европе с начала года выросли более чем втрое и, по мнению главы «Газпрома» Алексея Миллера, продолжат бить рекорды. Зима впереди, кризис только набирает обороты, но его первые последствия и основные причины уже известны.

Последствия кризиса

Неприятные новости европейцы вычитали не в газетах, а в счетах за свет и газ. Они пошли жаловаться властям, но у тех почти нет возможности ограничить рост цен на предельно дерегулированном и конкурентном рынке.

Автор фото, Getty Images

Демонстрация в Испании 17 сентября против повышения цен на электроэнергию

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Франция пообещала единовременно выплатить по 100 евро 5,8 млн малообеспеченных семей. Испания (к недовольству Еврокомиссии) пообещала в ближайшие полгода изъять у энергокомпаний 2,6 млрд евро сверхприбыли и раздать их в виде субсидий населению.

Британский опыт демонстрирует, как дефицит газа может обернуться продовольственным кризисом.

Дефицит углекислоты оказался такой серьезной проблемой для пищевой промышленности и фермеров, что британское правительство дало денег американским владельцам двух заводов минеральных удобрений, чтобы они запустили их. Рождество пока не отменяется.

Но решена лишь часть проблемы. Теплицы и стойла по-прежнему отапливаются газом и освещаются дорожающим светом. Пусть еда не исчезнет, но точно подорожает, предупреждают фермеры и супермаркеты.

Причины кризиса

Погода. Прошлая зима в Европе была суровой. Необычайно холодно было и в Азии, и в Северной Америке. Топили крепко, и запасы газа в хранилищах истощились.

А летом случилась новая напасть: повсеместная жара.

Но и его не хватает, причем во всем мире. Не только из-за того, что приходится восполнять запасы в опустевших подземных хранилищах и покрывать возросший из-за погоды спрос.

В Европе резко упало предложение сжиженного газа. Поставки трубопроводного газа остались примерно прежними (об этом ниже), а вот сжиженный уплыл газовозами в Азию. Там за него дают больше, в том числе и потому, что азиатские экономики прежде Запада разобрались с вирусом и вернулись к работе.

Цены в Азии устраивают «Газпром». Танкер сжиженного ямальского газа в китайском порту

Из-за ковида, например, плановый ремонт на заводах, в портах и терминалах перенесли с прошлого года на этот, что еще больше сократило предложение. Транспорт, особенно морской, резко подорожал. А часть мощностей зеленой энергетики, включая гигантские солнечные фермы в Испании, не успели ввести в строй в срок из-за локдаунов и перебоев в мировой торговле.

Одновременно с добычей газа сокращается и производство электроэнергии из ископаемого топлива. Европа переходит к зеленой энергетике, выключает ядерные и угольные электростанции. Как только нынешний кризис попал на первые полосы газет, голоса противников этой трансформации зазвучали громче: мол, народ и так страдает, а теперь еще оплачивай из своего кармана зеленую революцию.

Источник

Страсти по ресурсам, которых так не хватает Европе

чего не хватает в европе. strasti po resursam. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-strasti po resursam. картинка чего не хватает в европе. картинка strasti po resursam. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

Газовый сектор четырех стран: Украины, Германии, Чехии и Словакии – готовится к созданию Центрально-Европейского водородного коридора. По трубопроводу, проходящему через эти государства, будет доставляться зеленый водород из украинской глубинки в ЕС. Эту новость сообщил Оператор ГТС Украины.

Проект задуман в рамках осуществления совместной инициативы, направленной​на введение и эксплуатацию водородной «магистрали» в странах Центральной Европы. Ее техническое назначение – транспортировка водорода из ряда производственных районов Украины в Словакию и Чехию, а также в локальные зоны Евросоюза с повышенным спросом на этот энергетический ресурс.

Национальные компании, заявившие о широком участии в проекте:

По поводу перспективности использования зеленого водорода высказался Павел Станчак, заместитель генерального директора по развитию и трансформации Оператора ГТС Украины.

«Водороду уготована особая ресурсная роль. Его значение будет повышаться с каждым годом. К 2050 году экономика Европейского Союза должна достичь углеродистой нейтральности. Это ли не время для использования более чистых и экономичных видов энергии? По этой причине профильные исследования необходимо проводить без промедления уже сейчас.

Мы имеем дело с очень перспективной технологией. Речь идет пока лишь о начальной фазе внедрения, но ее доля в экономике страны будет неуклонно возрастать. И в этом нам помогут стратегические партнеры – операторы ГТС соседних дружественных государств. Мы рассчитываем на мощный синергетический эффект от долгосрочного использования зеленого водорода».

Перепрофилирование отдельных газотранспортных систем в одну общую

Транспортировка водорода – сложный технологический процесс. С этой задачей должна будет справляться объединенная газотранспортная система Германии, Чехии и Словакии после серьезного перепрофилирования.

«У нас достаточно гибкая, безопасная и объемная транспортная система. Она без проблем сможет обеспечить быструю и экономически выгодную транспортировку экологически чистого энергоресурса на профильный рынок Европейского Союза. Наше стремление простое: необходимо сделать все, чтобы инфраструктура оказалась полностью готовой к эксплуатации водорода. Мы готовы внести свой посильный вклад в общеевропейскую программу декарбонизации».

Так описал создавшуюся ситуацию Ростислав Нукович, генеральный директор компании EUSTREAM.

По предварительным прогнозам, Германия должна занять ключевое место по интенсивному потреблению водорода на европейском континенте. Именно это государство дает запрос на поставку наибольшего количества энергоресурса. Потребности на местном рынке Германии, как и на рынках других стран Европы, будут постепенно увеличиваться. Кто следующий заказчик на поставку водорода, покажет ближайшее время.

Техническая часть, касающаяся реализации проекта Центрально-Европейского водородного коридора, указанными выше организаторами изучается в настоящий момент.

Будет организована бесперебойная суточная транспортировка чистого водорода не менее 120 ГВт*ч.

По мнению директора компании NET4GAS (Словакия) Андреаса Рау, практическое внедрение идеи будет очерчено в основных деталях в следующем, 2022, году. Тогда же будет определена и озвучена цена перемещения зеленого водорода из Украины в Словакию и далее, по цепочке других стран-участников транзита.

По сути, речь идет о предварительном формировании европейского водородного рынка с выгодным использованием транснациональной сети трубопроводов. Центрально-европейский водородный коридор в этом процессе – важная веха на пути становления. Его несомненное преимущество заключается в значительной мощности. Большие объемы важного стратегического ресурса промышленные центры Европы смогут получить к 2030 году.

По крайней мере, так считает Йорг Бергманн, генеральный директор OGE. Его уверенность не базируется на пустом месте, ведь о том, что украинская газотранспортная система технически приспособлена к «перекачке» зеленого водорода, заявлял президент Украины В. А. Зеленский еще до своего визита в США.

«Северный поток – 2» – не что иное, как оружие

Цель Москвы нам ясна: это создание дефицита поставок на газовом рынке. Закономерное следствие такой политики – резкий скачок цен. Современная война – это не только пулеметы и пушки. Создать ущерб в экономической сфере намного проще. Существует много различных экономических инструментов агрессивного воздействия». Так описал вполне возможный сценарий украинский президент.

Его рассуждения не лишены логики. Значительный рост стоимости газа еще до введения в эксплуатацию второго северного потока говорит сам за себя. Все это сильно напоминает плохо скрытое давление России на своих европейских торговых партнеров. И в этой войне пострадают не только украинцы, но и немцы.

В любом случае старым газопроводом россияне будут в будущем прогонять намного меньше топлива, чем сейчас. Если вообще не прекратят. Глава украинского государства настаивает на том, что его страна практически готова использовать возобновляемые энергетические источники. Для этого понадобится всего лишь несколько лет подготовки к недорогостоящему производственному процессу.

«Транспортировка в техническом плане зеленого водорода в будущем осуществима. Украинские газопроводы с такой задачей справятся. Но следует понимать, что наши специалисты находятся лишь в начале этого сложного пути»,
– отметил Владимир Зеленский.

Добавим от себя: использование трубы «не по назначению» следует считать, скорее, вынужденным шагом в создавшейся ситуации. И медлить здесь невыгодно никому. Признаки новой газовой войны и намеки на «холодную зиму» ввиду недостаточных поставок из России выделяются на политическом поле все отчетливее. И объяснить такое положение дел чем-либо, кроме злых намерений, крайне затруднительно. Вот, например, свежая новость из СМИ, которая уже никого не удивляет.

«Газпром» в очередной раз отказывается бронировать дополнительный транзит через Украину

Похоже на то, что российской газовой компании «Газпром» дополнительные мощности старой украинской трубы, начиная с определенного исторического момента, перестали быть интересными. А зачем бронировать? Чтобы сбивать самой себе цену на газ? Аукционы прошли, и их результаты печальны для всех, кроме россиян: дополнительный транзит на октябрь не забронирован (Информация из «Интерфакс»). Что это означает на практике? Дальнейший рост цен.

чего не хватает в европе. kremlin. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-kremlin. картинка чего не хватает в европе. картинка kremlin. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

Чем объясняют такую политику в «Газпроме»? Тем, что аукционы по бронированию мощностей польской и украинской газотранспортных систем сильно ударяют по ценам оптового рынка, а также по стоимости акций самого «Газпрома». Об этом свидетельствует, например, обновление исторических рекордов на прошлой неделе. Как говорится, оцените великолепный стиль игры! Главное – самим верить. Тогда всегда можно будет выразить искреннее удивление длительному непониманию европейских партнеров.

Как можно использовать либерализацию?

«Либерализация европейского газового рынка привела к отказу от долгосрочных договоров на транзит. Грузоотправители вольны бронировать тот объем мощностей, который им необходим, и на то время, когда будет необходимо».

А на «нет» и суда нет. Какие инструменты дали в руки, теми и «обломаем» всех! А вы пока поднимайте градус обеспокоенности по поводу вполне возможной недостачи газа в зимний день «Х».

Это только начало

Оператором газотранспортной системы Украины было предложено распределение дополнительных мощностей по двум маршрутам на следующий месяц – октябрь. Оба пока не востребованы.

чего не хватает в европе. urkaina. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-urkaina. картинка чего не хватает в европе. картинка urkaina. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

Текущий контракт с «Газпромом» до конца 2021 года предполагает бронирование транзита на 40 миллиардов кубометров газа. Это 109 миллионов кубометров суточного транзита. Весь предыдущий период российский газовый гигант бронировал дополнительные транзитные мощности – около 15 миллионов кубометров в день.

Сможет ли Украина поддерживать работу своей газотранспортной системы, если Россией будет снижен объем транзитных мощностей с 40 до 15 миллиардов кубометров в год?

Ответ однозначный: не сможет. Именно поэтому так беспокоятся украинцы ввиду будущего ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2», хотя существует еще и чисто военный аспект этой проблемы. Его опасаются еще больше. Военные и политические аналитики считают, что старая украинская труба долгие десятилетия сдерживала полномасштабную агрессию РФ против соседнего дружественного государства. «Северный поток – 2» фактически развязывает руки тем, кто привык к простым и «грязным» решениям.

Осознают ли в Европе, что альтернативная энергетика не просто альтернатива, что за стол с «краплеными картами» садиться не стоит? Похоже на то, что сезон выражения крайней обеспокоенности и досадного огорчения будет длиться еще долго.

Тот, кто учится на своих ошибках, запоминает урок надолго.

Источник

Просто о сложном. Почему в Европе не хватает газа, и почему виновата в этом Россия?

чего не хватает в европе. 1032494425. чего не хватает в европе фото. чего не хватает в европе-1032494425. картинка чего не хватает в европе. картинка 1032494425. Заправка в районе Ислингтон на севере Лондона. Обычно здесь одна-две машины. Но не в эти дни. Большая очередь. Люди стоят часами в надежде заправиться. Но гарантии, что все успеют наполнить бак своей машины топливом, нет. И бензин, и дизель заканчиваются за считаные часы. И тогда въезд приходится перегораживать, чтобы избежать толпы разгневанных водителей.

В Германии победившая на выборах партия «Зеленых» обвиняет Россию в энергетическом кризисе и требует от правительства Ангелы Меркель заставить ее увеличить поставки газа.

«Мы зависим от России, она ограничивает поставки газа», — сказал сопредседатель немецкой партии «Союз-90»/«Зеленые» Роберт Хабек 17 октября.

Он отметил, что хранилища газа в ФРГ недостаточно заполнены, и «действующее правительство ФРГ должно быстро поговорить с Россией по поводу того, чтобы это изменилось».

Такая же тональность в последнее время прослеживается в высказываниях многих других европейских политиков, а также в публикациях в европейских масс-медиа.

С другой стороны, целый ряд политиков в той же Германии отмечает, что к «Газпрому» претензий быть не может, потому что российская энергокомпания полностью и точно по срокам и объемам выполняет свои обязательства перед своими западными партнерами.

Так что же происходит? Насколько справедливы претензии к Газпрому? Почему образовалась нехватка газа в Германии и Европейском союзе?

Причины дефицита

Первая причина, которая повлекла за собой массу негативных факторов для энергетики ЕС — это чрезмерное увлечение Европейского союза «зеленой» энергетикой.

Ее форсированное развитие привело к серьезным диспропорциям отрасли. Принятые европейскими бюрократами решения о перенаправлении средств, инвестиций с традиционных источников энергии на новые — ветроэнергетику, солнечную и водородную — оставили без бюджетного финансирования собственную добычу газа, что незамедлительно привело к ее уменьшению.

Действующие месторождения, как, например, Гронингенское в Нидерландах, истощаются, а новые разрабатывать никто не берется, так как менее чем через 30 лет, к 2050 году, использование газа в ЕС будет запрещено. А какой смысл вкладываться в разработку новых месторождений, если они могут не окупится из-за перехода в ближайшие годы ЕС на новые виды энергии и отказа от газа?

При этом до сих пор не решены многие технические проблемы возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в частности, нестабильность в производстве электричества, зависимость от природных условий, невозможность накапливать излишки энергии и пускать их в сеть в моменты повышенного спроса.

Пока что все провалы в производстве электричества из ВИЭ компенсируются в Европе в основном тепловыми электростанциями, сжигающими газ. Этот энергоноситель признан европейскими бюрократами наиболее экологичным среди ископаемых источников.

При этом в 2021 году производство электроэнергии из ВИЭ упало на 15% по сравнению с 2020-м. Это было связано с погодными условиями — в Европой ветры стали дуть слабее.

Недостачу в энергобалансе стали компенсировать, сжигая газ, но оказалось, что потребности в нем одновременно выросли не только в Европе, но и в Азии.

Экономика Китая бурно восстанавливается после пандемии, энергии не хватает, и правительство КНР сделало обеспечение страны электричеством государственным приоритетом.

Китайские трейдеры смогли перебить деньгами предложение европейцев, и поставщики сжиженного природного газа (СПГ) изменили маршруты с европейских на азиатские.

Как рассказал американский эксперт в сфере энергетики Ариэль Коэн, это легко удалось сделать, так как европейцы сами отказались от долгосрочных контрактов с американскими компаниями и торговали с ними только на спотовом рынке.

У поставщиков СПГ были развязаны руки, и они немедленно воспользовались ситуацией. В итоге импорт газа в страны Евросоюза упал на 10% по сравнению с 2020 годом и на рынке возник существенный дефицит.

Обвинения в адрес России

То, что «Газпром» выполняет все контракты с европейскими контрагентами в полном объеме, признают даже его жесточайшие критики.

Более того, поставки в ЕС идут на уровне, близком к рекордному, и существенно превышают показатели 2020 года.

Как рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, поставки увеличены до максимума в рамках действующих контрактов.

То есть помимо обязательных объемов, заказчики выбирают все дополнительные объемы, прописанные в соглашениях с «Газпромом».

Однако это не может компенсировать 10% дефицит, возникший на европейском рынке из-за ухода поставщиков СПГ в Азию. Европейские чиновники надеются его ликвидировать за счет России.

Россия эти обвинения отвергает и приводит вполне разумные контраргументы.

Позиция Москвы

Для того, чтобы поставить газ в Европу, «Газпром» сначала должен разведать месторождение, потом организовать добычу газа, его хранение до того момента, как он понадобится и доставку «голубого топлива» заказчику.

Все это требует существенных затрат. Причем деньги за газ компания получает только после того, как заказчик получил свой газ.

Если заказчик в последний момент откажется забирать газ, компания понесет большие убытки. Чтобы этого не происходило, в контрактах прописывается пункт «бери или плати».

Он гарантирует защиту инвестиций поставщика и обязывает заказчика оплатить минимальные объемы газа, даже если он не будет их забирать.

Именно по таким контрактам работает «Газпром». Он предлагает Европе увеличить поставки газа, подписав дополнительные долгосрочные контракты.

Однако Брюссель на это не соглашается, так как считает газ временным энергоносителем, от которого к 2050 году намерен полностью отказаться.

Поставки на спотовый рынок без долгосрочных контрактов не выгодны уже «Газпрому», так как его инвестиции в разработку и добычу не будут защищены.

Излишков же, которые «Газпром» мог бы сейчас поставлять на рынок краткосрочных поставок, не наблюдается.

Свидетельством этого является тот факт, что проходящий через Польшу газопровод «Ямал — Европа» сейчас загружен только на треть, а дополнительные объемы прокачки газа через украинскую ГТС оказались не востребованы.

Для того, чтобы увеличить поставки газа в ЕС, «Газпром» должен начинать добычу на новых участках, что означает серьезные капиталовложения.

Однако ЕС не хочет давать никаких гарантий того, что эти объемы будут востребованы в дальнейшем.

Опыт показывает, что поставки на спотовый рынок могут обернуться существенными потерями для поставщиков. Это уже происходило в 2020 году в ЕС.

Естественно, что такой риск «Газпрому» неинтересен хотя бы потому, что пандемия коронавируса еще не окончена, и исключать новый локдаун и очередное резкое падение спроса на газ нельзя.

Проблема с доставкой

При этом Евросоюз сам создал условия, при которых еще большее увеличение поставок российского газа в ЕС будет для России крайне невыгодным и может привести к финансовым потерям.

Первый «Северный поток» невозможно использовать на полную мощность из-за того, что евробюрократы лишили его полного доступа к газопроводу OPAL, через который российский газ поступает далее в распределительные сети стран Евросоюза.

Газопровод «Северный поток — 2» ждет долгая и скандальная сертификация: немецкий регулятор допустил к этому процессу польскую госкомпанию PGNiG, настроенную категорически против проекта.

Аналогичное влияние на сертификацию нового газопровода собирается оказывать украинский «Нафтогаз», который 18 октября подал аналогичную заявку и уверен в том, что она будет удовлетворена.

Наращивание поставок по украинской ГТС невыгодно экономически, так как поставки свыше обязательных 40 млрд кубометров в год, или 109 млн кубов в сутки, будут оплачиваться по сильно завышенному тарифу.

«Если «Газпром» будет прокачивать дополнительные объемы газа через Украину, он собьет цены для всего своего газа, который поставляет в ЕС по действующим контрактам по всем маршрутам (так как в большинстве из них учитываются котировки европейских бирж в формуле цены. — Ред.), а большую часть маржи придется отдать Украине за доставку», — объяснил изданию Украина.ру эксперт Финансового университета при правительстве РФ Юшков.

В этом нет никакого экономического смысла, подчеркнул эксперт.

Впрочем, проблемы с доставкой решаются просто — достаточно выдать разрешение на использование газопровода OPAL и сертифицировать «Северный поток — 2».

Однако Евросоюз решил не идти по такому пути и при этом пытается возложить вину за собственные ошибки на Россию.

То есть ошибки с планированием и отказом от финансирования разработок месторождений газа на территории ЕС наложились на странную политическую позицию ЕС — не дать возможности Газпрому увеличить поставки газа в Европу по имеющимся более выгодным и более рентабельным новым маршрутам транзита газа.

Надавить на Москву

Европейцы не могут не видеть, что не «Газпром» виноват в дефиците газа, и некоторые политики прямо об этом заявляют.

«Все занимались спекуляциями на тему того, что цены на газ упадут, и ждали, когда это произойдет, чтобы продолжить закупку газа. Это, конечно же, не сработало. Но ситуация связана не с русскими, а с теми, кто формирует газовую политику здесь, в Германии», — сказал председатель комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст в комментарии РБК 4 октября.

При этом от критиков «Газпрома» ни слова не слышно в адрес США и других поставщиков СПГ, которые перенаправили свои объемы в Китай. Не обвиняют они и Пекин в том, что тот перекупает СПГ у Европы.

Почему так происходит, можно понять из недавнего заявления главы Европейской дипломатии Хосепа Борреля. По его мнению, у Европы есть рычаги влияния на Россию, и она намерена ими воспользоваться.

«ЕС зависит от России в импорте топлива, но российская экономика, государство также нуждаются в доходах от энергетических поставок», — написал он в своем блоге 14 октября и призвал Европу сильнее сплотиться против России в вопросах энергетики.

Его слова означают, что Евросоюз намерен попытаться использовать политические рычаги влияния на Москву с тем, чтобы добиться выгодных для себя условий от «Газпрома».

Очевидно, что повлиять подобным образом на поставщиков СПГ невозможно: у них нет трубопровода, в который вложены миллиарды долларов, это частные компании, которые имеют отношение к бюджету своей страны только в смысле уплаты налогов.

«Мы видим обвинения только в адрес «Газпрома». Не обвиняют поставщиков СПГ, не обвиняют других трубопроводных поставщиков, в частности, Норвегию, которая четыре года снижает объемы поставок в ЕС, хотя у нее есть месторождения в Баренцевом море, с которых можно увеличить поставки. Это двойные стандарты», — подчеркнул Юшков.

Европейцы верят, что смогут выкручивать руки «Газпрому» и России. Именно этим объясняются все абсурдные обвинения в адрес Москвы.

В общем, если подытожить — в нынешнем энергетическом кризисе в Европе виновато руководство ЕС и правительства некоторых европейских стран, не сумевших просчитать изменения на рынке. А виноватой выставляют Россию — лишь для того, чтобы за ее счет решить проблему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *