чего хочет мой мозг
Всё что хочет мозг — есть, спать и размножаться
Префронтальная кора — это, по сути, главная область, которая отличает мозг человека от животного. Мы должны быть благодарны эволюции, так как именно эта область, сформировавшаяся последней, отвечает за контроль над импульсами и желаниями. Если бы не префронтальная кора, мы были бы очень похожи на обезьянок бонобо, которые целыми днями едят, спят и радостно и беспорядочно совокупляются.
Префронтальная кора мозга
Префронтальная кора ведёт постоянную борьбу со всем остальным мозгом, именно она помогает нам ставить сложные цели и достигать их, именно там мы время от времени побеждаем свою лень. Весь остальной мозг хочет тратить меньше энергии, а значит, спать больше, при этом выживать как индивидуум и выживать как вид, стало быть, есть и размножаться.
Об этой особенности человеческого мозга в своей книге подробно написала профессор Стэнфордского университета, занимающаяся исследованиями самосознания и воли, Келли Макгонигал. Она же назвала наш мозг устаревшим. Большинство отделов, которые нам выдала эволюция и благодаря которым мы выжили как вид, сегодня безнадёжно устарели.
Если человечество проживёт ещё несколько сотен тысяч лет, то, возможно, старый мозг видоизменится и, например, префронтальная кора увеличится в размерах. Тогда человек далёкого будущего будет свободен от низменных страстей и сможет больше думать о высоком. А пока, увы, продолжаем неустанно бороться с ленью и прочим.
8 фактов о мозге, которые помогут понять своё подсознание
Почему мы совершаем то или иное действие? Всё дело в нашем мозге. Причём он действует, в большинстве своём, подсознательно, и лишь небольшая часть твоей личности делает осознанный выбор, который не зависит от вложенных в мозг инструкций.
Психика — сложная структура, в которой до сих пор не могут разобраться самые светлые умы, не говоря уже о нас, обывателях в психологии. Мы расскажем об общеизвестных в научной среде фактах, которые помогут тебе лучше понять своё подсознание и то, почему ты совершаешь определённые поступки.
1. Мозг склонен к негативному мышлению
Когда кто-то говорит, что тебе стоит избавиться от негативного образа мышления, он просто не знаком с психологией. Дело в том, что эволюционно наш мозг настроен видеть негатив и концентрироваться именно на нём, ведь приятное, скорее всего, не навредит, а вот плохое очень даже может. Именно поэтому большинство людей, перед походом к врачу, начинают крутить в своих мыслях негативный исход и пути его решения.
2. Мозг любит лениться
Помнишь те моменты, когда тебе совершенно не хотелось работать и буквально приходилось заставлять себя встать с компьютерного кресла и заняться чем-то более важным, чем играть в онлайн-игры? Это нормально. На самом деле, люди, которые говорят, что наши тела нуждаются в постоянном движении, заблуждаются.
Нет, мы не говорим, что вести малоподвижный образ жизни — лучшее решение. Просто мозг настроен так, чтобы максимально экономить энергию для тех редких случаев, когда требуется мобилизация организма на 100%, например, чтобы убежать от хищника. Так что лень — это не черта личности, а подсознательный стопор от бесполезной, с точки зрения мозга, траты энергии.
3. Мозг может давать сбои в новой среде
Бывало у тебя такое, что, заходя в комнату за чем-то, мысль тут же ускользала, и ты не понимал, почему оказался здесь. Всё дело в том, что у мозга есть установка — сосредотачиваться на более насущных проблемах. Попадая в новую среду, пускай это будет даже твоя комната, где знаешь каждый элемент интерьера, он начинает активнее работать, так как для него произошла смена обстановки. Мозг сосредотачивается, пытаясь отыскать опасности, и поэтому твоё желание найти ключи отводится на второй план. Проще говоря, нарушается кратковременная память в угоду опыту и знаниям, то есть, долговременной памяти.
4. Мозг формирует твои предпочтения в подростковом возрасте
Почему все самые приятные воспоминания и привычки связаны с возрастом от сознательного детства и примерно до 14-15 лет? Дело в том, что в это время организм ещё формируется, и выделяется больше дофамина и других гормонов удовольствия, чем до или после этого возраста. Из-за этого у нас возникают приятные ассоциации с едой, музыкой, эпохой в целом, и мы склонны испытывать тягу к этому всю оставшуюся жизнь, так как даже одно только воспоминание о любимой в юности песне может вызвать выброс гормонов радости.
5. Мозг делает нас похожими на других
В психологии это называется эффектом хамелеона, когда люди неосознанно подражают движениям и жестам социальных партнёров. К примеру, долго общаясь с человеком, который ярко жестикулирует, другой человек может начать на подсознательном уровне повторять его жестикуляцию. Более того, впоследствии люди, «обученные» по такому принципу, воспринимают других людей, совершающих уже ставшие привычными им действия, вроде той же жестикуляции или почёсывания лба, как притягательные.
6. Мозг не очень любит многозадачность
Это легко проверить, оказавшись в незнакомом месте, и пытаясь найти там какой-нибудь предмет, при этом слушая аудиокнигу. Очень быстро можно понять, что сосредоточиться на двух действиях сразу практически невозможно. В этом плане мозг похож на старые компьютеры, которые, при выполнении одной программы и запуске другой, подвисают, либо вовсе должны прервать первую для старта второй.
Так что, если хочешь выполнять задачи эффективно, стоит сосредотачиваться на чём-то одном, так как в режиме многозадачности повышается уровень гормонов стресса, возникает помутнение сознания и беспорядочное мышление. В общем, привычка выполнять несколько задач одновременно ухудшает работу твоего мозга.
7. Мозг склонен более эффективно решать чужие проблемы, чем свои
Многие замечали, что они легко могут дать совет о том, как лучше всего припарковать машину, но не могут так же быстро сообразить, как сделать то же самое действие в том же месте. В этом мешает наше «я», которое вносит искажение в мышление и заставляет относиться к себе предвзято. Мы склонны преувеличивать масштаб своей проблемы, так как мозг страхуется от последствий, и, как мы уже сказали выше, настраивается на негативный вариант. Проблемы других людей мозг видит со стороны и относится к ним без преувеличения.
8. Мозг заставляет чувствовать тебя счастливым во время занятия чем-то
Выше мы упомянули, что мозг — тот ещё лентяй, который любит экономить энергию. Но это не значит, что ему нравится бездействовать. Когда человек совершенно ничего не делает, он начинает испытывать стресс и даже впадать в депрессию. Так мозг стимулирует человека действовать, делать хоть что-то для своего удовольствия и безопасности.
Каким бы ленивым ни был мозг, он запрограммирован на тягу к знаниям и получение нового опыта для удовольствия и упрощения жизни. Так что если всё время ничего не делаешь и испытываешь стресс, стоит начать заниматься полезными для мозга делами, к примеру, почитать книгу, или хотя бы поиграть на компьютере. Это один из самых простых способов справиться с депрессией.
«Мы думаем, что принимаем решения сознательно, но это не так». Семь важных выводов нейробиолога о работе мозга
Составили гид по основным идеям 77-летнего а мериканского нейробиолога Майкла Газзанига по книгам «Кто за главного?» и «Социальный мозг».
Большинство своих идей Майкл Газзанига черпает в наблюдениях за пациентами. Кроме того, он активно оперирует, что дает много научных данных. Например, как информация распределятся между полушариями, какие участки мозга участвуют в сознательных действиях, а какие в подсознательных.
Подобные исследования ставят вопрос о свободе воли. Если мозг все решает за нас, тогда мы можем сказать: «Я не отвечаю за свои поступки, это сделал мой мозг». Вину за свои действия можно свалить, грубо говоря, на ткань. А это уже смещает наши этические представления о мире. Пока что такие выводы касаются только простых экспериментов, связанных с физическим движением или вниманием, а глобальные вопросы, например «начинать войну или нет», еще не затрагивались.
Интерпретатор левого полушария – очень перегруженная система. Она принимает активное участие и в эмоциональной сфере, пытаясь объяснить перемены настроения, ищет объяснения событиям или их причины. Она берет информацию и из разных своих отделов, и из внешнего мира и соединяет ее в историю. Она также учитывает сигналы, исходящие от тела.
Правое полушарие живет буквальной жизнью и точно вспоминает предъявлявшиеся ему ранее предметы среди новых, тогда как левое полушарие ошибочно принимает похожий предмет за тот же самый. Левая часть мозга жульничает. И поступает так не только с предметами, но и с событиями.
Люди часто принимают лекарства для снижения тревоги, которую иногда не так уж плохо испытывать. Если вы идете по улице и видите кого-то, кто ведет себя подозрительно, будет нормально и полезно почувствовать тревогу и настороженность.
Лекарства блокируют выход адреналина – система контроля подает интерпретатору неверную информацию. Вы не чувствуете волнения, и ваша система интерпретации не классифицирует обстановку как опасную, а истолковывает все по-другому, так что вы не соблюдаете особой осторожности.
Мозг говорит: «Успокойся, ничего странного, это просто незнакомый человек». Может быть, интерпретатор игнорирует предупреждающие сигналы, потому что слишком часто слышал совет не относиться так подозрительно к незнакомцам и вести себя политкорректно.
Подражание происходит так быстро, что мы этого даже не замечаем. Мы имитируем выражения лиц, позы, интонации голоса, даже манеру речи и слова других людей бессознательно. Мы не только сами неосознанно копируем чужие черты, но нам приятнее и легче общаться с теми, кто имитирует наши собственные манеры.
Мы также склонны соглашаться с теми, кто нам нравится. Подражание заставляет детей копировать выражение лица их матери: например, высовывать язык или улыбаться, когда так делает она.
Важность этого автоматического подражания в том, что она эмоционально сближает людей, в так называемом эмоциональном заражении. Когда в палате новорожденных один плачущий младенец «заводит» остальных, они уже проявляют признаки эмоционального заражения.
С точки зрения современной нейробиологии наше сознание не представляет собой единый, общий процесс. Оно включает в себя огромное количество широко рассредоточенных по мозгу систем и процессов.
Сознание течет легко и естественно от одного момента к другому в соответствии с единой, цельной и связной «сюжетной линией». Этой внутренней цельностью, которую чувствуем, мы обязаны системе под названием «интерпретатор». Она пытается объяснить наши ощущения, воспоминания, действия и взаимоотношения между ними. Так создается личная история, которая связывает вместе все аспекты нашего сознательного опыта в единое целое. По всей видимости, этот «интерпретатор» есть только у человека, и находится он в левом полушарии мозга.
Левое полушарие доминирует над правым, оно субъективно и стремится объяснить вообще все, что попало в наше сознание. Этот процесс интерпретации влияет на наши философские вопросы о свободе воли, ответственности и нравственности, о том, как взаимосвязаны все процессы в мире.
Современный научный взгляд говорит следующее: мозг порождает разум, а мы – это наш мозг без пункта центрального командования. Нет ничего загадочного в том, что составляет нас. Наше «я» – это история, созданная интерпретатором, для того чтобы объяснить столько в нашем поведении, сколько он может учесть.
Непрерывная работа нашего левополушарного интерпретатора — автоматический процесс, который вызывает иллюзию целостности нашего сознания.
Мы чувствуем себя цельными и сознательными и думаем, что стоящая за этим структура мозга должна как-то отражать это чувство. Но, как было написано выше, нет никакого центрального командного пункта, который раздавал бы приказания всем прочим системам.
Мозг содержит миллионы локальных процессоров, принимающих важные решения. Это узкоспециализированная система с важными сетями, которые рассредоточены по 1300 граммам биологической ткани. Поэтому каждый из нас своему мозгу не начальник.
Но мы все равно убеждены в том, что обладаем собственным «я», которое принимает все решения о наших поступках. Это иллюзия, от которой нам вряд ли удастся избавиться.
На самом деле у нас нет или почти нет причин от нее избавляться, поскольку она на протяжении эволюции помогала нам выживать. Но есть смысл постараться понять, как она возникла. Как только мы разберемся, почему чувствуем себя главными, мы поймем, как и почему совершаем мыслительные ошибки и ошибки восприятия.
Мозг совершил действие до того, как его владелец это осознал. И это еще не все – глядя на изображение мозга, полученное при томографии, можно предсказать, что человек собирается сделать.
Выводы отсюда вытекают довольно шокирующие. Если действия инициируются бессознательно, до того как мы вообще понимаем, что хотим их совершить, значит, сознание не играет причинной роли для воли. Сознательная воля, представление о том, что вы желаете, чтобы какое-то действие совершилось, – тоже иллюзия.
Можно легко продемонстрировать различие в скоростях автоматических реакций и реакций, при которых в процесс вмешивается сознание. Когда мы включаем сознание и пытаемся думать, то на быстроту реакции мозг затрачивает больше времени, чем когда мы делаем что-то на автомате. Вот почему хорошие преподаватели музыки предупреждают своих учеников, чтобы те не останавливались, когда делают ошибку во время концерта, а просто продолжали играть, чтобы автоматические движения оставались автоматическими.
Когда мы объясняем свои поступки, у нас в голове всегда возникают истории, выдуманные задним числом, с использованием запоздалых наблюдений, без доступа к бессознательным процессам. Наш левый мозг немного жульничает, стараясь подогнать данные под правдоподобный рассказ. И только когда история слишком сильно отклоняется от фактов, правое полушарие сдерживает левое.
Правое полушарие лучше левого решает ряд визуальных задач, требующих более глубокой обработки информации. Так, оно без труда определяет, одинаковы ли два изображения или зеркально отражают друг друга, выявляет малейшие отклонения в направлении линий, может мысленно поворачивать предметы. А вот левое полушарие во всем этом беспомощно.
Правая половина мозга также превосходит левую в оценке времени: например, когда нужно понять, показывался ли на экране один объект дольше другого. Если правому полушарию показать фигуры, нарисованные частично, оно тут же догадывается, что это. Левое же полушарие догадывается, только когда фигуры становятся почти цельными.
Повреждение или нарушение функции любой из этих систем приводит к необычным неврологическим заболеваниям. Если повреждена зона, следящая за соматосенсорной системой, может проявиться анозогнозия. Человек с этим синдромом будет отрицать тот факт, что его левая парализованная рука принадлежит ему.
Другое странное расстройство – синдром Капгра, при котором сбой происходит в системе, контролирующей эмоции. Такие люди узнают близкого родственника, но настаивают, что его подменили двойником, самозванцем. При этом синдроме душевные чувства, которые вызывает знакомый человек, отделены от его образа. Человек не испытывает никаких эмоций при виде знакомого, что ученые определили при измерении электропроводности кожи.
ЗдоровьеКак нас обманывает собственный мозг, а ментальные трюки мешают оценивать реальность
Конфликтующие нейроны и не только
Человеческий мозг — самый сложный механизм во Вселенной, который, сколько бы времени наука ему ни посвятила, всегда будет оставаться недостаточно изученным. Всё, что мы испытываем, в каком-то смысле является лишь плодом нашего воображения. И это не философская фраза, а факт из нейробиологии. Так что даже когда ощущения кажутся нам точными и реальными, они совсем не обязательно отражают реальность вокруг нас.
текст: Марина Левичева
Как учёным помогают визуальные иллюзии
Большинство вещей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, вызваны физическими стимулами, посылающими в мозг сигналы. Но ключевое слово здесь «большинство», потому что те же нейронные механизмы, которые вступают в отношения «стимул — реакция», отвечают за такие вещи, как фантазии или сны. Короче говоря, поскольку у реального и нереального один физический источник в мозге, всегда существует вероятность ошибки.
Самым простым способом изучения того, как это работает, всегда были иллюзии. В первую очередь визуальные. Мы все знаем эти картинки, на которых, если присмотреться или посмотреть под правильным углом, можно увидеть то, чего нет, или, напротив, не увидеть то, что очень даже есть.
Ещё Аристотель говорил, что чувствам, конечно, можно доверять, но они могут обманывать. Это он заметил, что если сначала какое-то время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижные камни рядом, они «поедут» в другом направлении. Очень простой, но крайне показательный эксперимент демонстрирует то, что сегодня мы называем последействием движения.
Сейчас учёные знают, что за отслеживание потока воды (движения) отвечает определённая группа нейронов. Когда мы смотрим на воду и ничего не меняется, эти нейроны «расслабляются». Но как только взгляд переводится на неподвижный объект и в работу вступают конкурирующие нейроны, ответственные уже за неподвижные объекты, первая группа нейронов резко активизируется — и создаёт движение без движения.
Сканирование мозга людей, которые рассматривают картинки с иллюзиями, показывает, что за восприятие чёрного и белого, по всей видимости, тоже отвечают конкурирующие группы нейронов. Так что похожим образом можно объяснить многие ситуации, в которых мы не можем поверить собственным глазам (за исключением роста цен на продукты).
Почему мозг вообще это делает
Секрет всех без исключения сенсорных систем состоит в том, что они отстают от реального мира на какое-то количество миллисекунд. Но чтобы мяч не прилетел в лицо раньше, чем мы заметим, куда он летит, мозг просчитывает это наперёд. Это эволюционный механизм адаптации, который, как и многие другие подобные механизмы, помог человечеству выжить. Это первое.
Второе — обманные манёвры от нашего главного органа чаще всего объясняют тем, что у него банально не хватает времени на всё. Речь идёт о том, что каждый день в мозг поступает очень много информации из внешнего мира. И чтобы не перегореть, как офисный работник в конце года, он облегчает себе задачу там, где это возможно.
В итоге вместо того, чтобы постоянно обрабатывать свежую информацию, он создаёт ментальные модели об устройстве мира, основываясь на памяти и опыте. Это высвобождает довольно много времени и ресурсов, которые ему нужны.
От эвристики доступности до ложных воспоминаний
Как мы уже поняли, один из самых больших недостатков мозга состоит в том, что он довольно ленив. И когда ему нужно решить проблему, он часто возвращается к решениям, которые хорошо работали в прошлом. Во многих случаях это полезный и эффективный подход, позволяющий экономить время. Но иногда эти мысленные сокращения могут привести к ошибкам.
Например, путешествовать на самолёте страшнее, чем на машине, потому что истории об авиакатастрофах обычно более громкие. Но на самом деле на дорогах ежедневно погибает очень много людей, а самолёт — один из самых безопасных видов транспорта. Этот ментальный ярлык называется эвристика доступности.
Кроме того, наше мышление постоянно находится под влиянием предубеждений. Самый очевидный пример — эффект ореола. Это когда привлекательного человека принято наделять положительными качествами, которых у него, возможно, никогда не было.
Или ретроспективное искажение, в быту известное как «я же говорила» (вспоминаем танец Эллиот из «Клиники») или «я так и знал». После того, как что-то уже произошло, кажется, что мы как раз так себе всё и представляли. Хотя на самом деле, вполне вероятно, не совсем так. Или, другой вариант, вообще никак не представляли.
А ещё есть такая штука, как предвзятость подтверждения: речь идёт о том, что если мы во что-то верим, мы будем обращать внимание на вещи, которые подтверждают это. В то же время вещи, которые могли бы заставить нас усомниться в своей теории, наоборот, будут активно игнорироваться.
В дополнение к этому огромное количество поступающей информации заставляет мозг делить её по принципу «важное» и «неважное». Так возникает, например, явление, известное как слепота к переменам. В ходе одного из исследований, где собеседники на сцене менялись местами после короткого перерыва, большинство людей этого даже не замечали. Учёные говорят, кстати, что такие вещи часто происходят, когда мы крайне сосредоточены на чём-то одном.
Ну и нельзя не сказать о ложных воспоминаниях, тысячу раз обыгранных в популярной культуре. Поскольку наша память не похожа на камеру, которая фиксирует события с точностью до секунды, человека удивительно легко заставить поверить во что-то, чего никогда не происходило.
О людях, которые могут читать наши мысли
Помимо уже перечисленных ментальных ярлыков, которые мы тут назвали ошибками мозга (и это справедливо, если без негативной коннотации), есть и другие. В каком-то смысле даже более интересные.
Если вы когда-нибудь ходили по торговому центру после расставания, то, блуждая между рейлами с одеждой, могли думать, что все взгляды сейчас обращены на вас. И речь шла не о продавце, который только и ждёт, чтобы задать свой любимый вопрос: «Могу ли я чем-нибудь помочь?» В такие минуты у многих создавалось ощущение, что каждый человек в здании знает, о чём мы думаем и что чувствуем. Хотя на самом деле это, конечно, было не так.
Менее драматичная ситуация такого рода могла бы случиться на публичном выступлении. Если бы человек, который очень волнуется, читая доклад, думал, что абсолютно все в зале замечают его волнение. Этот трюк мозга называется иллюзией прозрачности.
Не менее любопытен эффект прожектора — склонность к переоценке того, насколько мы и наши действия интересны окружающим. Чем более неловким выдался момент, тем эта склонность, как правило, сильнее. Хотя на самом деле людям (по крайней мере подавляющему их большинству) в первую очередь интересны они сами, а не кто-то запнувшийся на эскалаторе.
В качестве заключения припомним эффект Барнума, названный в честь американского шоумена Финеаса Барнума, прославившегося в XIX веке своими мистификациями. Суть его сводится к тому, что люди обычно очень высоко оценивают обобщённые описания своей личности, называя их точными и достоверными. И да, именно за счёт этого живут тесты на определение типа личности и гороскопы.
Возможности мозга безграничны?
Вы согласились бы жить вечно при условии, что ваша жизнь продолжалась бы в неразумном состоянии?
Сергей Савельев: Конечно, нет. Это неинтересно. Хотя некоторые люди рождаются и умирают, не приходя в сознание, как было написано в анамнезе у одного из генеральных секретарей коммунистической партии. Жил и умер, не приходя в сознание. Конечно, это шутка. Но есть растения, которые живут тысячи лет. Спросите у них, наверное, им это нравится. Что касается человеческой эволюции, то это не что иное, как эволюция мозга, и больше ничего. Потому что во всем остальном мы сделаны никудышно. Как говорил знаменитый офтальмолог Гельмгольц, если бы Господь Бог поручил мне сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше. Это касается и всех остальных человеческих органов.
Что такое горе от ума в физиологическом проявлении этого, скажем так, недуга?
Хорошо, спрошу так: чрезмерная нагрузка на мозг может иметь для человека негативные последствия?
Сергей Савельев: Существует наивное мнение, что человеческий мозг беспределен в своих физиологических возможностях. На самом же деле он в них сильно ограничен. Есть четкие физиологические пределы. Скорость метаболизма нельзя повысить бесконечно. Когда человек умственно не активен, то есть когда, например, читает «Российскую газету» на диване перед сном, он потребляет примерно девять процентов всей энергии организма. А если чтение его чем-то возбуждает и подогревает, действует как перец в пище, то он начинает задумываться, и расходы энергии в этом случае достигают двадцати пяти процентов от всей энергии организма. Это очень большие расходы и очень тяжелые. Человеческий организм сопротивляется им. Поэтому мы ленивы и нелюбопытны. А между тем творчество требует как раз тех самых двадцати пяти процентов.
Значит, ради здоровья умственную энергию нужно экономить?
Вы хотите сказать, что интеллектуальные нагрузки вредят мозгу?
Сергей Савельев: Конечно, вредят, он же приспособлен не для интеллекта.
Я думал, вы скажете, что интеллектуальные нагрузки укрепляют мозг, как физические нагрузки укрепляют мышцы.
Сергей Савельев: О, это мечта любого государя.
Разве мозговая пассивность не ведет к умственной деградации?
Сергей Савельев: Мир наполнен мистическими историями про мозг, но суть-то проста: мозг не хочет работать, потому что его работа требует энергетических затрат. В этом причина нашей праздности, лени и желания украсть, а не заработать.
Есть люди, обладающие феноменальными способностями. Например, умением за несколько секунд перемножить в уме два четырехзначных числа. Этому есть научное объяснение?
Сергей Савельев: Надо учиться в физико-математической школе, чтобы овладеть таким умением. Это несложно, есть хорошо известные приемы. Ну и кроме того, надо быть ограниченным во многих других областях, чтобы сосредоточенно демонстрировать такие фокусы. Ничего творческого или тем более гениального здесь нет. Истории известны люди, которые замечательно умножали цифры, особенно когда речь шла об их собственных деньгах. Но, к сожалению, эти люди ничего не произвели, кроме таких расчетов.
В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за ту или иную одаренность, например, за музыкальную или шахматную?
Сергей Савельев: Конечно, есть. Вся поверхность мозга занята областями, которые структурно очень хорошо выявляются. Можно посмотреть на гистологические срезы. На этих гистологических срезах толщиной в несколько микрон, если порезать человеческий мозг, существуют поля и видны их границы. Каждое поле функционально приспособлено к той или иной функции. Скажем, к зрению, слуху, движению. И мозг состоит из таких полей. И он индивидуально изменчив. То есть каждое поле у разных людей разное. У одного человека, к примеру, у хорошего фотографа, оно в «зрительной» области может быть в три раза больше, чем у любого другого. А это миллиарды нейронов, миллиарды связей. Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой. То же самое и у музыканта или ученого. Наши индивидуальные возможности определены комбинацией этих полей, имеющих разные размеры. У кого какое-то поле большое, у того та или иная одаренность явственно выражена. А у кого некое поле маленькое, тому свои способности, допустим, к математике, уж извините, ничем не нарастить. Словом, наше поведение детерминировано размером полей коры мозга, а также подкорковых структур, которые отвечают за каждую функцию. Например, за музыкальную. Чтобы просто слышать, нужно иметь два десятка структур. Вероятность, что у одного человека все эти структуры будут достаточно большие, прямо скажем, невелика. Поэтому выдающихся музыкантов мало, а имитаторов полным-полно.
Как соотносятся между собой мозг и разум?
Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом?
Сергей Савельев: Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум? Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти?
Тем не менее есть понятие «разумные существа».
Сергей Савельев: Я не занимаюсь философией.
Есть пределы развитию мозга?
Сергей Савельев: Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит.
Сергей Савельев: За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.
Эволюция мозга была отрицательной?
Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам?
Сергей Савельев: Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне. А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось. Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса.
Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества?
Сергей Савельев: Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда.
Значит, лень имеет физиологическое обоснование?
Можно заставить работать ленивый мозг?
Сергей Савельев: Можно.
Мозг гения физически отличается от мозга обычного человека?
Это правда, что человеческий мозг используется не более чем на пять процентов?
Что такое старение мозга? От чего начинается старческая деменция?
Значит, интеллектуальная нагрузка необходима мозгу?
Обещает ли нам эволюция умственный прогресс?
Сергей Савельев: Нет, не обещает. Перспективы печальны: уменьшение размеров мозга из-за тотального конформизма и постоянной адаптации к среде, экспорт своей индивидуальности и способностей государству в обмен на экономию энергии. Когда мы договариваемся с государством или религией, мы им дарим свою творческую, интеллектуальную свободу. А они, в свою очередь, гарантируют нам пищу и размножение. Так что дальше все будет хуже и хуже. И если эта тенденция сохранится, то человеческий мозг может уменьшиться еще граммов на двести пятьдесят.
Выходит, эволюция идет в обратном направлении? Человечество не умнеет, а глупеет?
Сергей Савельев: Увы, это так.
Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России.