чартерные поезда это что
Мигрантов будут возить на стройки на чартерных поездах
Сейчас даже рост зарплат не позволяет пока восполнить дефицит строителей. Запрос на квалифицированную рабочую силу со стороны строительных компаний сейчас очень велик, отметил Стасишин.
Это объясняется ростом объемов строительства, запуском сложных инфраструктурных проектов. Зарплаты на стройках растут, даже на стройках по госконтрактам они увеличились за год на 20%, отметил Стасишин. Компании готовы самостоятельно обучать новых сотрудников. Однако число соискателей не растет. Основная причина, считает замминистра, в том, что потерян престиж строительной профессии. Россияне считают, что лучше быть менеджерами, чем работать на стройке, полагает он.
Конкуренцию строительным профессиям составляют профессии водителя, курьера, официанта, отметила в выступлении на ВЭФ проректор НИУ «Высшая школа экономики» Лилия Овчарова. Строители проигрывают этим сферам в первую очередь по условиям труда. В других странах условия труда строителей уже существенно улучшены, на российских стройках тоже заметны значительные изменения, поэтому ситуация вскоре может исправиться, считает Овчарова.
Россия сейчас мировой лидер по привлечению мигрантов, отметила Овчарова. При этом мы привыкли, что к нам приезжают мигранты, которые знают русский язык, с достаточно хорошим образованием. Однако после пандемии состав тех, кто едет на работу в Россию, довольно резко поменялся: все больше мигрантов, которые на русском языке уже не говорят.
По его словам, идея чартерных поездов не слишком удачная, намного больший приток даст просто открытие границ. Причем как с Казахстаном, который позволит прибывать работникам из Узбекистана (в прошлом они составляли основную массу иностранной рабочей силы), Киргизии и Таджикистана. Тогда останется только проблема с Туркменией, которая не разрешает пока своим гражданам покидать страну, добавил Коженов, но поток оттуда никогда не был велик.
По оценке Федерации мигрантов России, сейчас в стране находятся около 10 млн работников из других стран, их число примерно на том же уровне, что и было до пандемии.
Какие перспективы у железнодорожных чартеров?
Почему проект запустили именно сейчас и на каких туристов он ориентируется
В июне «Библио Глобус» совместно с компанией «РЖД Тур» организовал железнодорожный чартер по маршруту Москва — Анапа. По утверждению организаторов, первый состав из 12 вагонов отправился с полной загрузкой. Почему же привычную схему сотрудничества, которая давно и успешно работает между туроператорами и авиакомпаниями, не использовали раньше и насколько перспективен эксперимент с железнодорожными чартерами?
Основной проблемой, мешавшей туроператорам заключить с РЖД счастливый союз, была невозможность приобрести групповые билеты по специальной цене и за длительный срок. Согласно правилам, железнодорожники могут реализовывать проездные документы не ранее чем за 45 суток до даты отправления поезда. Поэтому прежде туроператоры почти не работали с железной дорогой за исключением коротких программ, где риски были оправданны. Это, например, поезда в Финляндию на период новогодних праздников.
Почему же идею запуска полноценного железнодорожного чартера на юг было решено реализовать именно сейчас, в разгар кризиса? Дело в том, что ОАО «РЖД» подписало с несколькими компаниями контракт на группы мест с ответственностью за 90 дней. Это позволяет туроператорам бронировать и продавать групповые ж/д билеты не за 45 дней, а за в два раза больший срок. Следует учитывать, что снять лишние места при этом можно не позднее, чем за 45 дней — в противном случае они становятся штрафными. Схема очень похожа на схему покупки жестких блоков у авиаперевозчиков: в общем-то, у них она и была скопирована.
Смягчение политики РЖД по отношению к турфирмам может быть связано с падением трафика. По информации «Випсервиса», пассажирная железнодорожная перевозка в России на данный момент показывает снижение на 5 и 11% по сравнению с итогами за 2014 и 2013 гг. В то же время внутренняя авиаперевозка демонстрирует небольшой, но рост. «Железной дороге необходимо было предложить новый продукт в этих конкурентных условиях — им и стал чартер Москва – Анапа», — говорит Дмитрий Горин, генеральный директор компании «Випсервис».
«Вместе с “Библио Глобусом” мы давно размышляли над этой идеей, — рассказал генеральный директор “РЖД Тур” Сергей Ильягуев, — и к сегодняшнему дню для ее реализации назрели необходимые экономические предпосылки. Вектор развития внутреннего туризма, который задает государство, сейчас направлен как раз на наш отечественный юг. Он позволил нам финансово подкрепить этот эксперимент».
Сам факт наличия железнодорожного чартера, конечно же, не вызвал бы рост пассажиропотока. Важна цена, которую организаторы проекта смогли предложить с помощью этой бизнес-схемы. Недельный тур на ж/д чартере в пансионат 2*обойдется туристу примерно в 21 тыс. руб., тогда как такое же предложение с авиаперелетом стоит почти в два раза больше.
Самостоятельные туристы, заказывающие билеты напрямую в РЖД, при этом оказываются в менее выгодных условиях. Ведь не стоит забывать о динамическом образовании цен, принятом на железной дороге. В начале и в разгаре сезона разница в стоимости одного и того же билета может быть весьма существенной. По словам Дмитрия Горина, здесь как раз очень выгоден именно групповой, чартерный билет, в отличие от индивидуальной покупки. «Естественно, в приоритете операторы, владеющие гарантированной ценой, которая не меняется в большую сторону», — рассуждает руководитель «Випсервиса».
Продажи туров с проездом на чартерном поезде Москва — Анапа открыты вплоть до конца летнего сезона. И, по словам генерального директора «РЖД Тур» Сергея Ильягуева, сейчас торговля идет довольно бодро — заполненность рейсов держится на уровне 60%. «Надо понимать, что на ближайшие даты туров продано больше, а ближе к концу августа — меньше. По итогам лета мы ожидаем заполненность порядка 80–85%», — поясняет глава «РЖД Тура».
Под стук колес — за романтикой
Кто же он — турист, едущий отдыхать в чартерном поезде дальнего следования? По словам экспертов по внутреннему туризму, портрет его неоднозначен и пестр. Многочисленное семейство, зачастую вместе с бабушками и дедушками, либо, напротив, студенческие и молодежные компании, которые очень охотно покупают плацкарт (половина вагонов в чартерном поезде именно плацкартные). Никто не отменял и романтику дороги. Людей, которые хотят вдоволь поспать под стук колес, тоже немало. Наконец, есть и те, кто попросту боится летать самолетами.
Организаторы признают, что у их проекта есть и недостатки. Так, по результатам первых заездов выяснилось, что очень многие туристы решили сэкономить на услуге выбора места в поезде: ее предлагалось либо купить, либо положиться на удачу. В итоге по факту большая семья могла вся оказаться на верхних полках, а то и вовсе в разных вагонах. После первой же отправки в «РЖД Тур» решили отменить опцию выбора — пользоваться этой услугой или нет. «Убеждать людей уже на перроне, что надо было изначально не пытаться экономить на выборе места, бесперспективно в нашем понимании», — объяснил такое решение Сергей Ильягуев. В целом же, по его словам, в устранении недочетов работы чартера нет ничего невозможного, и все нюансы, которые возникли во время первых отправок, будут сглажены в самое ближайшее время.
В настоящий момент компания активно прорабатывает аналогичный вариант поезда в Сочи. Запустят ли его в нынешнем сезоне, будет зависеть от спроса в августе. Кто выступит партнером «РЖД Тура» в этом новом проекте, пока неизвестно — переговоры ведутся и с «Библио Глобусом», и с Coral Travel, и с другими игроками.
Наблюдатели со своей стороны считают такое сближение очень перспективным. Чем больше туроператоров будут сотрудничать с железной дорогой, тем больше интересных программ они смогут предложить. И особенно в сфере познавательного туризма. «Турфирмы начали активнее покупать у нас билеты. Люди поехали в экскурсионные туры в Петрозаводск, Самару, Псков — словом, во все края», — отметил Дмитрий Горин.
Минстрой предложил ввозить мигрантов в Россию чартерными поездами
Мигрантов, в которых нуждаются российские стройки, можно было бы ввозить в страну не чартерными авиарейсами, а на чартерных поездах. С таким предложением на совещании с застройщиками в Петербурге выступил заместитель министра по строительству и ЖКХ Никита Стасишин, сообщает ТАСС. По словам чиновника, такой способ будет дешевле, чем самолетами, и обеспечит за один рейс доставку 1 тыс. мигрантов.
«Сегодня формируются, по сути, чартеры РЖД, то есть сразу целый состав [трудовых мигрантов] можно завезти, но это должна быть консолидированная заявка. Мы можем с нашего уровня сделать заявку в РЖД, но это будет точно дешевле, чем заказывать чартеры самолетов. Можем консолидировано одномоментно привести порядка 1 тыс. человек», — сказал Стасишин.
В мае Стасишин заявил, что Минстрой совместно с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) прорабатывает возможность привлечения заключенных для работы на стройках, в первую очередь на больших инфраструктурных объектах.
«Мы сейчас эту возможность прорабатываем вместе с ФСИН. Мы должны понимать требования, которые строительные площадки, застройщики, подрядчики должны будут обеспечить для безопасности и правильной работы», — сказал тогда замглавы Минстроя, отвечая на вопрос об инициативе ФСИН привлекать заключенных к работе на строительных площадках.
По словам Стасишина, в первую очередь обсуждаются большие инфраструктурные объекты. «Для того чтобы принять такое решение, нужно четко понимать технологию их доставки на объекты и работы там», — добавил он.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий стройкомплекс, 15 июня назвал дефицит рабочих на крупных строительных объектах проблемой номер один в отрасли. По его словам, на российских стройках не хватает от 1,5 млн до 2 млн человек.
Минсельхоз предложил завозить рабочих-мигрантов на чартерных поездах
Минсельхоз совместно с РЖД может запустить чартерные поезда для ввоза мигрантов для сезонных работ в поле, узнал «Коммерсантъ».
По информации источника газеты, этот вопрос обсуждался на совещании в министерстве на прошлой неделе. В самом Минсельхозе подтвердили изданию, что прорабатывают с сельхозпроизводителями и регионами возможность подачи коллективных заявок на организацию железнодорожных рейсов. Всего в этом году в АПК планировалось привлечь к сезонным работам 38,2 тыс. рабочих из соседних стран.
Россия ограничила въезд иностранцев в марте 2020 года. В минувшем марте власти разрешили завозить рабочих компаниям со штатом более 250 человек и выручкой свыше 2,5 млрд руб. Ягодный союз тогда сообщал главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву, что такие критерии не подходят для большинства участников отрасли. В мае ограничения по выручке и числу сотрудников сняли для привлечения работников из Таджикистана и Узбекистана.
Однако иностранные рабочие могут попасть в Россию только с помощью авиации, что существенно повышает транспортные затраты участников рынка, отметили в беседе с изданием в Минсельхозе. В ведомстве также добавили, что регионы уже запрашивали о возможности организовать перевозки рабочих поездами. Это позволит сохранить темпы развития российского АПК, отметили в министерстве и добавили, что направили в регионы запросы об объеме заявок на количество рабочей силы.
Генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий подтвердила «Коммерсанту», что предприятия не пользовались возможностью ввоза рабочих самолетами из-за дороговизны. По словам президента Ассоциации садоводов России Игоря Муханина, средняя стоимость билета на одного рабочего составляет 80 тыс. руб. без учета карантинных мер.
По словам источника издания, на совещании представитель РЖД оценил стоимость проезда в чартерном поезде в 12 тыс. руб. на человека. При этом для ягодной отрасли в текущем сезоне мера запоздала, отметила Козий. По ее словам, еще весной часть хозяйств в Центре России сократили площади почти на треть из-за неопределенности с рабочей силой, а пиковый сезон сбора ягод закончится в середине июля и завезти рабочих участники рынка не успеют.
Но производители овощей открытого грунта и садоводы по-прежнему нуждаются в рабочей силе. По словам руководителя аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяны Губиной, к середине июля начнется активная уборка урожая и хозяйствам понадобятся сборщики, сортировщики и другие работники. Представитель нижегородского производителя ягод и спаржи «Рассвет» отмечает, что работы в полях завершаются в октябре и в пиковые периоды компания испытывает потребности примерно в 250 рабочих. Там также добавили, что иностранный персонал с профильным опытом работает в два-три раза эффективнее, чем неподготовленный.
В свою очередь, гендиректор ГК «Белая Дача» Вадим Матусевич предупредил, что нехватка рабочих может привести к удорожанию продукции и потере урожая, отметив, что в самой группе не используют труд мигрантов. По словам Муханина, многие садоводческие хозяйства до сих пор не могут найти рабочую силу.
В РЖД изданию пояснили, что для перевозки пассажиров поездами международного сообщения нужно решение оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. В компании заявили, что готовы обеспечить перевозки трудовых мигрантов в Россию, если такое решение будет принято, однако для этого должен быть определен заказчик перевозок, с которым заключат договор. Пока заявок на перевозку иностранных граждан поездами в РЖД не поступало.
В то же время глава Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдын Ширинов отметил, что перевозка иностранных рабочих чартерными поездами также может оказаться слишком затратной для производителей. По его мнению, для решения проблемы дефицита нужно возобновить использование автомобильного транспорта.
«Яндекс» поучаствует в пилотном проекте чартерного поезда для мигрантов
Заявки на строителей-мигрантов из-за рубежа, которых планируется централизованно ввозить в Россию чартерными поездами, уже подали «десятки компаний», заявил в интервью телеканалу РБК замглавы Минстроя Никита Стасишин. Среди подавших заявки — ИТ-компания «Яндекс», а именно то ее подразделение, которое «строит логистические склады», уточнил замминистра. Кроме того, заявку подали инфраструктурная строительная компания «Велесстрой», несколько «крупных компаний жилищного строительства» и компании, которые строят «в том числе космодром Восточный».
О механизме ввоза трудовых мигрантов из-за рубежа чартерными поездами транзитом через Казахстан Стасишин заявил ранее в ходе Восточного экономического форума. В пилотном режиме мигрантов привезут из Узбекистана, механизм планируется отработать до конца года.
По словам замминистра, российская делегация посетит Узбекистан на следующей неделе. «Если мы договоримся, что там их обучат, сделают за счет работодателей прививки, там будет выдан патент, то это приведет к полному обелению отрасли мигрантов и закрытию того дефицита, который есть сегодня на территории нашей страны с рабочей силой. Важно то, что работодатель получит готового моментально выйти на работу профессионального работника той или иной строительной профессии», — сказал Стасишин РБК. В пилотном режиме планируется привезти 10 тыс. человек.
По словам замминистра, подбором работников, скорее всего, будет заниматься узбекская сторона: «у них достаточно сильная база в части строительных профессий», а все остальное «будет делать Российская Федерация». Всю ответственность за работу мигрантов, проживание, выплату зарплат будут нести российские компании — заказчики рабочей силы.
«Вся индустрия электронной коммерции заинтересована в привлечении работников — для складов, доставки, работы в дарксторах. Мы тут не исключение и выступаем за смягчение режима пересечения границ с учетом соблюдения всех норм безопасности», — сообщила РБК пресс-служба «Яндекса».
По данным Минстроя на начало августа, дефицит рабочей силы на российских стройках составляет порядка 3 млн человек — такую цифру называл первый замглавы министерства Александр Ломакин. Курирующий строительный комплекс вице-премьер Марат Хуснуллин оценивал объем трудовых ресурсов, которые нужно будет привлечь на российские стройки до 2024 года, в 5 млн человек.
Согласно данным Росстата, на конец второго квартала в России было 1,3 млн иностранных граждан с действующим патентом на работу. Более 95% из них — граждане Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.